Метаморфоза

Недавно для музея я купила книгу Владимира Соловьёва, называется «Золотая книга русской культуры», издательство «Белый город», Москва, 2007 год. В ней среди многочисленных иллюстраций опубликована репродукция картины Ливия Степановича Щипачёва. По каталогу персональной выставки художника, которая экспонировалась в Москве в 1984 году, она называлась «Первые стихи», и мы всегда считали, что это лирический портрет юного Степана Щипачёва.

В архиве музея есть письма Ливия Щипачёва директору городского краеведческого музея о предполагаемой передаче этой картины в дар городу Богдановичу. Дарение, к сожалению, не состоялось — есть такое выражение: «Руки были заняты». А вот фотография с картины, присланная Ливием Степановичем, экспонируется в нашем музее.

В сентябре 1990 года я была в Москве, и Валентина Николаевна Щипачёва, вдова поэта, привела меня в мастерскую Ливия. Я, конечно, спросила об этой картине, и Ливий Степанович ответил мне, что её купило Министерство культуры и вроде бы она подарена какому-то высокому гостю из соцстраны. Как-то об этом было сказано неохотно, торопливо, и я подумала, что художник обиделся на то, что его дар не удосужились принять.

В начале 90-х я писала в Министерство, но мне не ответили. Не до того тогда было... И вот теперь в этой «Золотой книге» я увидела репродукцию в цветном исполнении. На пряслах сидит мальчишка Щипачёв, в руках держит книгу, мечтательное юное лицо, ветер разлохматил волосы.

На чёрно-белой фотографии трудно разглядеть задний план картины. Просматривались только какие-то кусты. И я жалела о том, что сын поэта никогда не бывал на родине своего отца. С Зареки, в Щипачах, где прошли детские годы Степана Щипачёва, открываются прекрасные виды на речку Полднёвку, на заливные луга и бескрайний Черданский лес.

На цветной же явно видятся горы — наш Урал: как если бы художник работал где-нибудь в кашинском огороде ближе к городищу. Только вот неожиданная надпись под репродукцией: «Ливий Щипачёв. Сергей Есенин. 1980 г.»