Уроки Мировой художественной культуры в музее

"Научите нас смотреть картины. Мы не умеем!". Рассказать, что такое ассоциативное искусство и привёл учеников преподаватель МХК МОУ СОШ № 3 Александр Иканин. В литературно-художественной гостиной проходит урок для старшеклассников.

"Ассоциативное искусство" 

Поиски новых способов поэтического освоения мира раньше всего сказались в области пейзажа и натюрморта. В образе предметно-пространственной среды, в творческой интерпретации природы и вещей художники пытались воплотить свои представления об универсальных жизненных ценностях, которые находили выражения в самых различных статистических направлениях. Моя выставка называется «Ассоциация» (соединение) - связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечёт за собой появление другого.

Также ассоциацию можно рассматривать, как возникновение в сознании образа без раздражителя за счёт закрепившихся в прошлом опыте связи телесных процессов, которые могут сближаться и образовывать прочное соединение в силу их смежности, сходства или контраста. Когда один из членов сочетания возникает в душе, он автоматически вызывает скрытые в организме остальные.

Ассоциативное Искусство - это искусство, где определенный набор предметов, явлений окружающей действительности вызывают в душе определенные эмоции. Как сказано выше, даже один предмет, даже часть его сможет вызвать определенные ассоциации и подтолкнуть скрытые в душе эмоции.

Манера, приём, живописная система - всё говорит о сознательно выбранном, последовательно проведённом принципе. Мы имеем дело с поэтическими системами «хокку», в которых художник эстетически перешивает мысль, заставляет нас участвовать в диалектике образов-понятий.

Это искусство загадочностью поставленных им вопросов предлагает сотворчество зрителя и автора. Главные идеи ассоциативного искусства стали мыслительные построения, воплощённые на холсте. Внешний мир со всей его видимой реальностью нередко превращается в умозрительное отвлечённое понятие. Все вещи, предметы, даже часть предметов, оказываются чем-то означены, что-то значат, сверх их прямого смысла и назначения. Осмысленная ценность становится важнее любых других свойств предмета, явлений, действительности.

Мы имеем дело с поэтическими системами, в которых художник, эстетически переживает мысль, заставляет зрителя сопереживать, искать новые связи предметов, которые должны вызвать всё новые и новые ассоциации. Переход от простого восприятия картины к осмыслению заложенных в ней ассоциаций составляет определённую трудность. Соотнесение внешнего и внутреннего находятся в смысловой зависимости от физического, духовного, сознательно-волевого состояния зрителя.