Исследования и находки

Название улицы именем поэта Степана Щипачёва: история и значение

Тухта Иван Викторович

МАУК "ЦСКС" ГО Богданович Литературный музей Степана Щипачёва

Хранитель музейных предметов

Аннотация:

Статья рассматривает историю и значение названия улицы, названной в честь известного поэта Степана Щипачёва. В первой части статьи представлена краткая биография поэта, его заслуги и достижения, а также значимость его творчества. Во второй части статьи рассматривается процесс принятия решения о названии улицы в городе Донецке и его отражение вековой памяти в уличных названиях. Третья часть статьи посвящена названию улицы в селе Волковском, в которой представлена информация о выборе данного имени и его значение для укрепления культурных связей. В заключении подчеркивается важность увековечивания памяти знаменитых личностей через названия улиц, которые являются культурно-историческим ресурсом.

Abstract:

The article examines the history and meaning of the name of the street named after the famous poet Stepan Shchipachev. The first part of the article presents a brief biography of the poet, his merits and achievements, as well as the significance of his work. The second part of the article examines the decision-making process on the name of a street in the city of Donetsk and its reflection of age-old memory in street names. The third part of the article is devoted to the name of a street in the village of Volkovsky, which provides information about the choice of this name and its importance for strengthening cultural ties. In conclusion, the importance of perpetuating the memory of famous personalities through street names, which are a cultural and historical resource, is emphasized.

Ключевые слова:

Степан Щипачёв; поэт; названия улиц; национальная идентичность; значение названия; история; культурно-исторический ресурс

Keywords:

Stepan Shchipachev; poet; street names; national identity; meaning of the name; history; cultural and historical resource

Подробнее...

Анна Дмитриевна Еремеева (МОУ Байновская СОШ, Екатеринбург, Россия)

МОТИВ РАЗРУШАЮЩЕЙСЯ ИЗБЫ В ПОВЕСТИ С. ЩИПАЧЕВА «БЕРЕЗОВЫЙ СОК»

Аннотация. В статье рассматривается мотив постепенного разрушения родительской избы на фоне взросления главного героя в автобиографической повести Степана Щипачева «Березовый сок». Мотив развивается параллельно с мотивом утраты семейного единства, связи между поколениями.

Ключевые слова: автобиографические повести, крестьянские избы, семьи, литературные мотивы, русская литература, русские писатели, литературное творчество.

Подробнее...

1. Великовская Галина Викторовна,

ведущий научный сотрудник

научно-просветительского и методического отдела

Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля

Москва

О чём позаботился  Степан Щипачёв

Обзор рукописного фонда писателя


  О том,  кто такой Щипачёв и как он воспринимался читателем-современником, лучше всего рассказать словами из писем этих читателей.  
«Я очень люблю Ваши стихи за простоту и в то же время за глубочайшее выражение человеческих чувств по отношению к своим близким сердцу любимым девушкам»1.
«А в дни окопного томленья,
Я мог прочитанным стихом
На лицах вызвать оживленье,
Заставив вспомнить о былом,
А иногда негромким словом
Зажечь сердца на подвиг мог..»2

«Из фронтовой почты» сотни солдат переписали и послали своим жёнам или девушкам»3.

«…сразу же прочёл 1-ю страницу, посвященную матери и про речку Полднёвку. Как это всё понятно мне и похоже на меня самого и на мою деревню»4.

Краткий обзор фонда № 215. 
Из 17 наименований дел 9 передано   Степаном Щипачёвым в 1944 и 1969 годах. Щипачёв сам, с присущей ему скромностью, сформировал свой небольшой фонд.  В него входят автографы и письма.
- Творческие беловые автографы стихотворений: «Поединок» (1941-1942), «Перед боем»  (1942). 
- Машинопись стихотворений с правками: «В то далёкое загляни-ка» (1961), «Доброта», «Лермонтов», «Я всё понимаю, деревья, трава…»,  «Уходит день, становится вчерашним»; 
Сверкает полночная эта краса» /Комментарий. В черновике стихотворения видно, как тщательно работает поэт над словом и над образом. Спокойные описательные строки он заменяет  на строки с глубоким смыслом о своей ответственности за будущее и о том, как он видит это будущее.

Подробнее...

 

                                                                                                                               К 75-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

ВСПОМНИМ ДОРОГИЕ ИМЕНА

Нет, это не заслуга, а удача -
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе, ­
Как в День Победы стыдно было б мне! ..

                                                                                                                                                               Юлия Друнина

     В 2000 году, к 55-летию Победы, Литературный музей Степана Щипачёва издал книгу документов об участницах Великой Отечественной войны. В книге 114 фамилий, 114 судеб. Однообразие дат, событий: родилась в 1923, 1924,1925. Окончила 7 классов, 10 классов, работала в колхозе, на заводе, ушла на войну…
     Презентация книги состоялась в музее. Участницы великих событий неохотно рассказывали о военном лихолетье. Немногих удавалось разговорить: фронтовички унесли с собой в мир иной тяжёлую память о войне. Возвращаясь, некоторые даже скрывали своё военное прошлое.
     Такое было время…
     Несколько историй мне всё же удалось записать.

 

«А я двадцать лет ждала Ваню …»

Подробнее...

(Из антологии Евгения Евтушенко «Десять веков русской поэзии»)

В трогательной повести Степана Щипачёва «Берёзовый сок» о деревенском уральском детстве, которая нежно и медленно льется, как это чуть горьковато-сладкое материнское молоко природы по деревянной ложбинке к детским губам, есть такие строки о рано ушедшем отце: «В сильном гневе у него – слыхал от матери – так вздувались жилы на шее, что пуговицы отлетали».

То же самое произошло со Степаном Петровичем в 1960 году, когда я пришел к нему в кабинет председателя президиума Московской писательской организации и рассказал, как меня уже третий раз подряд чья-то неведомая рука вычеркивает из списка на туристическую поездку за границу, начавшую со скрипом, понемножку, но все-таки открываться. Он побагровел, рука его рванулась к вороту, так что пуговица, вырванная с мясом, шлепнулась на какие-то официальные бумажки, и голос у него дрожал и прерывался.

Подробнее...

17034

17035

Писатель и журналист Дмитрий Шеваров известен всероссийскому читателю как постоянный ведущий рубрики «Дневник поэзии» в «Российской газете» и «Календарь поэзии» на сайте газеты – pg.ru/plus/poezia, по публикациям в «Комсомольской правде», журналах «Новый мир», «Урал», «Смена», «Дружба народов», «Знамя», как автор книг, последняя из которых «Двенадцать поэтов 1812 года» вышла в знаменитой серии ЖЗЛ, лауреат многих премий. 

Подробнее...

ОТЗЫВ НА ИЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ:

Галина Великовская

«Живое слово Урала»

Антонина Михайловна Хлыстикова, директор Литературного музея Степана Щипачёва

В первое десятилетие после октябрьской революции государством поддерживался энтузиазм собирателей фольклора на местах. Во многих сёлах и деревнях к работе по записыванию сказок, быличек, частушек включались учителя, агрономы, школьники, простые колхозники. Поощрялось сочинительство текстов о новой жизни. Частушки сочинялись и распевались в деревнях, становясь своеобразной агитационной акцией. Частушки на тему выборов из книги «Живое слово Урала», распевавшиеся в Куртамыше (Курганская обл.) в те далёкие годы спустя 90 лет не утратили актуальности: суть их соответствует сегодняшнему дню. Власть над ресурсами, деньгами, людьми во все времена притягательна, её добиваются и сегодня с самыми разными намерениями:  

Перевыборы в Совет –

Музыка нелёгкая,

Шилом лезет мироед –

Прощелыга ловкая.

 Слушай, тятька, слушай, мамка,

Слушайте внимательно:

Вам на выборы идти

Нужно обязательно.

 Несказанно хороши частушки про любовь, про Красную армию, пионерские частушки.  Здесь есть золотники народной мудрости, выразительности и красоты.

В Красну армию сбирался,

 Мне наказывал отец:

Не заслужишь красный орден,

 Не ходи домой, подлец.

 Я вчера на вечеру

Целовал не зная чью,

То ли в кофте розовой,

То ли  пень берёзовый.

 Пионеры-малыши

В барабаны бухают.

Стары бабы на печи

Охают, да ухают.

А вот частушки антирелигиозного содержания вызывают у меня чувство страха.

Батя варит самогон,

Чтоб залить кручину.

Сын добрался до икон,

Щиплет на лучину.

Я на бочке сижу,

Ножки свесила.

Мы без бога стали жить

Больно весело.

Сочинивший эти частушки не боялся греха, но расплата за содеянное не миновала: погибла цивилизация народной жизни, её уклад, неписанные правила чести и бытия. Мы ещё долго будем за это святотатство расплачиваться. Записи учителя из Куртамыша Курганской области Василия Михайловича Калашникова ценны ещё и тем, что сделан разбор содержания текстов.

 Записи Дёмина, его четыре послания в Москву в Государственный литературный музей: его сказки, рассказ, анекдот, автобиография заканчиваются всегда настойчивым ожиданием ответа.

Особенно последнее: …Хочу узнать, будут ли мои произведения напечатаны ети два. И ранее писаные сказки и рассказы (далее перечисляет отправленное)

И в конце: Прошу мне сообщить, уважаемая товарищ мине.

 С приветом к вам, Дёмин Василий Ильич. Отправлено сентября 2-го 1952 года.

Его послание из прошлого спустя 65 лет услышано. Ему долго пришлось его ждать, но он дождался. Материалы книги «Живое слово Урала», её явление подвигают нас сегодня, уже в другом веке, внимательнее относиться к народному сочинительству.

Во времена перестройки выплеснулось огромное количество протестных, сатирических частушек, стихотворений, басен, выразительных поговорок.

И сегодня народ не дремлет: высказывает наболевшее, всё, что волнует, возмущает и радует.  Люди записывают, сочиняют и сами издают: в этих текстах зёрна мудрости и отражение лика новой эпохи.

Галина Гузь, учитель литературы, ветеран педагогического труда

Начиная знакомство со сборником фольклорных произведений Уральского края, мною были определены основные направления, в связи с которыми будут рассматриваться, анализироваться представленные в нём произведения.

Подробнее...