ОТЗЫВ НА ИЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ:
Галина Великовская
«Живое слово Урала»
Антонина Михайловна Хлыстикова, директор Литературного музея Степана Щипачёва
В первое десятилетие после октябрьской революции государством поддерживался энтузиазм собирателей фольклора на местах. Во многих сёлах и деревнях к работе по записыванию сказок, быличек, частушек включались учителя, агрономы, школьники, простые колхозники. Поощрялось сочинительство текстов о новой жизни. Частушки сочинялись и распевались в деревнях, становясь своеобразной агитационной акцией. Частушки на тему выборов из книги «Живое слово Урала», распевавшиеся в Куртамыше (Курганская обл.) в те далёкие годы спустя 90 лет не утратили актуальности: суть их соответствует сегодняшнему дню. Власть над ресурсами, деньгами, людьми во все времена притягательна, её добиваются и сегодня с самыми разными намерениями:
Перевыборы в Совет –
Музыка нелёгкая,
Шилом лезет мироед –
Прощелыга ловкая.
Слушай, тятька, слушай, мамка,
Слушайте внимательно:
Вам на выборы идти
Нужно обязательно.
Несказанно хороши частушки про любовь, про Красную армию, пионерские частушки. Здесь есть золотники народной мудрости, выразительности и красоты.
В Красну армию сбирался,
Мне наказывал отец:
Не заслужишь красный орден,
Не ходи домой, подлец.
Я вчера на вечеру
Целовал не зная чью,
То ли в кофте розовой,
То ли пень берёзовый.
Пионеры-малыши
В барабаны бухают.
Стары бабы на печи
Охают, да ухают.
А вот частушки антирелигиозного содержания вызывают у меня чувство страха.
Батя варит самогон,
Чтоб залить кручину.
Сын добрался до икон,
Щиплет на лучину.
Я на бочке сижу,
Ножки свесила.
Мы без бога стали жить
Больно весело.
Сочинивший эти частушки не боялся греха, но расплата за содеянное не миновала: погибла цивилизация народной жизни, её уклад, неписанные правила чести и бытия. Мы ещё долго будем за это святотатство расплачиваться. Записи учителя из Куртамыша Курганской области Василия Михайловича Калашникова ценны ещё и тем, что сделан разбор содержания текстов.
Записи Дёмина, его четыре послания в Москву в Государственный литературный музей: его сказки, рассказ, анекдот, автобиография заканчиваются всегда настойчивым ожиданием ответа.
Особенно последнее: …Хочу узнать, будут ли мои произведения напечатаны ети два. И ранее писаные сказки и рассказы (далее перечисляет отправленное)
И в конце: Прошу мне сообщить, уважаемая товарищ мине.
С приветом к вам, Дёмин Василий Ильич. Отправлено сентября 2-го 1952 года.
Его послание из прошлого спустя 65 лет услышано. Ему долго пришлось его ждать, но он дождался. Материалы книги «Живое слово Урала», её явление подвигают нас сегодня, уже в другом веке, внимательнее относиться к народному сочинительству.
Во времена перестройки выплеснулось огромное количество протестных, сатирических частушек, стихотворений, басен, выразительных поговорок.
И сегодня народ не дремлет: высказывает наболевшее, всё, что волнует, возмущает и радует. Люди записывают, сочиняют и сами издают: в этих текстах зёрна мудрости и отражение лика новой эпохи.
Галина Гузь, учитель литературы, ветеран педагогического труда
Начиная знакомство со сборником фольклорных произведений Уральского края, мною были определены основные направления, в связи с которыми будут рассматриваться, анализироваться представленные в нём произведения.