Исследования и находки

Василий ДЁМИН                                                                                                                          Автобиография

Родился я в селе Коркино Туринского района Свердловской области в 1894 году апреля 23-го, где и до сих пор проживаю. Родители мои Илья Потапович, отец, и мать, Арина Дмитриевна, были бедняки. Семья состояла из восьми человек, нас было детей 5 человек, да еще была бабушка. Земли отец имел 2 десятины. Лошади не было. Вся семья работала летом у кулаков по найму. Я сам очень рано узнал тяжелый труд. В девять лет я уже был отдан кулаку в бороноволоки, где не только боронил, но и детей нянчил. И другие всякие работы по хозяйству выполнял не по силам.
Учиться было охота, но в силу бедности не пришлось. Кой-как 2 зимы проходил в школу, на этом закончил образование. И, значит, таким путем батрачил до 1914 года, когда в июле 1914 года возникла 1я империалистическая война. Ая в 1915г. феврале был призван в николаевскую армию, где поучили месяц в городе Омске и отправили на фронт в действующую армию, где и зачислили в 11й стрелковый полк, 1я рота в качестве рядового. Через 2 месяца в Галиции получил ранение, после чего угодил в госпиталь в город Хорков. Лечился полгода, а потом был уволен в бессрочный.

Подробнее...

picsobr01  picsobr02

Эти фотографии в 1994 г. и в 2003 году мне подарил Игорь Георгиевич Балахнин (21.09.1923г. – 01.09.2005г.), который жил в Богдановиче и работал на огнеупорном заводе. Когда был создан в Свердловске институт огнеупоров – руководил лабораторией. На пенсию вышел, работая в Богдановиче – в Восточных электросетях.
Его мать - Александра Степановна Балахнина родилась в г. Камышлове. Училась в женской гимназии Камышлова, образование продолжила в Санкт-Петербурге, училась на средства Альфонса Фомича Поклевского-Козелла.

Подробнее...

Материал подготовлен для IX Потоскуевских чтений «Нематериальная культура крестьянства в музейном измерении», конференция состоялась 25-26 сентября 2014 года в Коптеловском музее истории земледелия и быта крестьян
«РАНО, ПТАШЕЧКА, ЗАПЕЛА…»
(Песни, потешки, пословицы, поговорки, бывальщины в просветительских программах
Литературного музея Степана Щипачёва)

Мне посчастливилось встречаться, общаться в 80-е годы прошлого столетия с деревенскими жителями, настоящими носителями уральского говора, песельницами, знатоками деревенского уклада жизни.
Меня интересовали бывшие жители деревни Щипачи Камышловского уезда Пермской губернии (ныне - Свердловская область, городской округ Богданович).
В деревне Щипачи в конце ХIХ века родился будущий известный советский поэт Степан Щипачёв.
Истоки его поэтического дарования я видела и в живописных окрестностях Щипачей, слышала в воспоминаниях жителей деревни, в их пословицах, поговорках, присловьях, песнях, обычаях.
В Щипачах, летом 1985 года, когда я первый раз там побывала, стояло десять усадеб и в них проживали четырнадцать жителей. А когда-то это была большая деревня, в ней насчитывалось более трёхсот дворов, дети учились в церковноприходской школе, в деревне было две часовни, мельница и торговая лавка.
С Анной Никитичной Судаковой я встретилась в селе Волковском. Деревню Щипачи и село Волковское в былые годы разделяли только полторы версты. Она родилась в Щипачах, и в её душе жила и цвела родная деревня.
- В Щипачах у кажного полисадник был: сирень, черёмуха. Деревня красивая, не сравнить с Волково, чистая, дорожки пещаные. Колокольщики прямо в деревне свели, незабудки – сорощьи глазки, сон Пресвятой Девы Марии (так в Щипачах полевая гвоздичка называлась). Утром выйдешь за ворота, из гарей светами пахнет. А ягод всяких на угорах и в лесу сколь было-о!
В Щипачах народ мирный, спокойный, в согласии жили. Увижу сичас ково, как свой да родной. Пели много – и на работу, и с работы с песнями. Гармонь: поём, пляшем, поиграем в «Монаха» или в «Мил сусед» - мил тебе, целуй при мне. В номера ещё играли: девка к парню на колени садится, номер загадывали. Номер выкрикивают, забудешься – и ремнём ожгут.
А на Серебряной Елани до самой Бурлацкой дороги (ст. Пышминская) пшениса жёлтая, хлеб вкусный, все старались с Елани хлеб печь. А вот с Кулишек да с угоров за мысами – там пшениса темнее была и родилась худо.

Подробнее...

Материал подготовлен для Второй научной конференции «П. П. Бажов в меняющемся мире», приуроченной к 135-летию со дня рождения писателя (конференция состоялась 13-14 февраля 2014 года в Екатеринбурге в Литературном музее писателей Урала)

Венчание уральского Гомера
(Жизнь и творчество П.П. Бажова: новые факты и подходы к изучению)

Моё сообщение посвящено самому заветному событию в духовной жизни Павла Петровича Бажова.
В 1911 году, 3 июля (16 июля по новому стилю), преподаватель Екатеринбургского епархиального женского училища Павел Петрович Бажов обвенчался с выпускницей этого же училища Валентиной Александровной Иваницкой.
Венчание состоялось в селе Кашинском, Камышловского уезда Пермской губернии, в Кашинской Николаевской церкви. В советское время - село Кашино, а теперь деревня Кашина, которая расположена на территории городского округа Богданович, Свердловской области в 100 с небольшим километрах от Екатеринбурга (в сторону Тюмени).

Когда отмечался 100-летний юбилей П.П. Бажова, сотрудники нашего городского ЗАГСа нашли уникальный документ, касающийся жизни писателя. Это была Метрическая книга Кашинской Николаевской церкви Камышловского уезда Пермской губернии за 1911 год, хранившаяся в ЗАГСе. В книге была найдена запись о бракосочетании П.П. Бажова.
Сотрудники ЗАГСа позвонили в редакцию городской газеты «Знамя коммуны», (современное название «Народное слово»), и журналист Михаил Дёмин написал статью «Тропинки Данилы мастера». Статья была опубликована 11 января 1979 года. Теперь эта Метрическая книга передана в Свердловский Государственный архив, на Вайнера 17, фонд № 6, опись 16, книга 32.
Запись за № 31 от 3 июля 1911 года гласит:
«Преподаватель екатеринбургского епархиального училища П.П. Бажов, православный, 32-х лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой 19 лет.
При свидетелях со стороны жениха: сын священника Андриянов и преподаватель училища Далматов.
Со стороны невесты: дьякон Вилосов и сын священника Романов.
Чин бракосочетания исполнен священником Евлампием Бирюковым»

Подробнее...