Степан Щипачёв
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чём,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Это стихотворение Степан Щипачёв написал в 1943 году.
А накануне того трагического дня, 22 июня 1941 года, наш земляк и его старший сын Ливий, приехали в Старую Рузу, в Малеевку, в Дом творчества писателей.
« Утро первого военного дня, которое я встретил с отцом, мне запомнилось на всю жизнь, - писал в своих воспоминаниях Ливий Степанович Щипачёв. - Встал я рано, было уже светло. Окно открыто настежь. Отец спит. Я потихоньку вытащил этюдник и выскользнул наружу…
Вернулся в Дом творчества мокрый от росы, проголодавшийся и, конечно, без единого этюда. Энергия разрывала меня на части, и казалось, радости бытия не будет конца…»
Канун военного года и для поэта и для его сына складывался благоприятно. Ливий поступил в Московскую художественную школу для особо одарённых детей и снялся в кинофильме «Тимур и его команда» в заглавной роли Тимура.
Имя Степана Щипачёва перед войной вошло в ряд самых читаемых поэтов. Его поэтическая книга «Лирика» стала событием литературной жизни столицы.
С первых дней Великой Отечественной Степан Щипачёв на Северо-Западном фронте, работает в газете «За Родину». Сын - в эвакуации - со съёмочной группой на съёмках фильма «Клятва Тимура».