В музее «Литературная жизнь Урала XIX», в Екатеринбурге, открылась ретроспективная выставка книжной графики В.Ф. Васильева, приуроченная к 80-летию художника. Представленные экспонаты – из фондов Литературного музея С. Щипачёва, что в городе Богдановиче. Именно этот маленький провинциальный музей и стал инициатором юбилейной выставки мастера.
Валентин Фёдорович Васильев многие годы активно сотрудничал с жураналами «Урал» и «Уральский следопыт». Вся жизнь его была связана с уральской книгой. Он иллюстрировал сочинения самых известных литераторов: Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова,
С.П. Щипачёва, Леонида Александрова, Константина Боголюбова, Алексея Бондина, Евгении Долиновой, Олега Корякова, Николая Куштума, Юрия Левина, Ольги Марковой, Ефима Ружанского, Клавдии Рождественской и многих других.
В последний год войны, вернувшись израненным с фронта, он сразу же принял участие в Свердловской областной художественной выставке. Экспонировался ли на ней его фронтовой альбом, трудно сказать. Эти листочки, опаленные войной, посланные с фронта домой, матери, бережно разглаженные затем сестрёнкой, сохранились до сегодняшнего дня.
Книжная графика была его главным пристрастием. С 1949 по 1986 годы Валентин Фёдорович Васильев оформил более ста книг, и почти все они издавались на Урале, в Свердловске. Участник более двадцати выставок разного уровня, художник был всегда на виду. Его мастерство совершенствовалось от работы к работе.
Вот краткая хроника его творческой деятельности и признания её общественностью:
Известный доктор искусствоведения, профессор Б.В. Павловский, анализируя сделанное Васильевым в 50-е годы, отметил его работу к автобиографической повести С.П. Щипачёва «Березовый сок».
В 1956 году художник был удостоен диплома II степени за иллюстрации к книге П. Бажова «Малахитовая шкатулка» на Всесоюзной выставке графики и плаката.
В 1964 году – диплом II степени за оформление книги Павла Макрушенко «Ёлка в Горках» (на Всесоюзной выставке книги).
Оформлял Валентин Фёдорович Васильев русских классиков и зарубежных авторов. Достоянием истории стали периодические сборники «Боевые ребята», «Урал – земля золотая», оформленные также В. Васильевым.
Но лебединой песней художника стала работа в акварели к роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Литературная Россия готовилась тогда к скорбной дате – 150-летию со дня гибели поэта. Средне-Уральское книжное издательство поручило В.Ф. Васильеву оформление этого гениального романа в стихах.
Четыре последних года своей жизни, искалеченный войной художник жил в атмосфере пушкинской поэзии. Но он не увидел своего детища. Книга вышла в 1987, на другой год после его кончины. И сразу же стала библиографической редкостью – не только из-за малого тиража и миниатюрного формата, но из-за уникальности проделанной работы. 59 акварелей – тонких, прозрачных, мастерски выполненных!
Поклонники творчества художника смогут увидеть акварели к «Евгению Онегину» среди многих других работ художника на выставке в музее в Екатеринбурге. Но сразу же возникает вопрос – какое отношение к этой выставке имеет музей из Богдановича? Дело в том, что большая часть архива художника была передана вдовой Васильева - Ольгой Амосовной Литературному музею Степана Щипачёва и сейчас хранится здесь. То, что представлено сегодня в Екатеринбурге - лишь десятая часть имеющихся у нас бесценных акварелей и графических рисунков Валентина Васильева.
«Областная газета», 16 апреля 2003 г.