В 1959 году московские писатели выбрали Степана Петровича руководителем писательской организации. Случилось это в памятное время, после XXII съезда партии, в пору обновления, ожидания перемен и новых надежд.
Юноша — солдат времён Гражданской войны, неторопливый, неразговорчивый, интеллигент первого поколения, как он справится с крупнейшей в стране, бурлящей организацией писателей? Хватит ли его на все спонтанно возникающие дела и конфликты, на чтение книг, не только поэтических сборников? Хватило на всё! Он мог позвонить даже поздно вечером, поздравить с тем, что книга того или иного автора принята в печать. На дверях его кабинета не висело объявление: «Приём по личным вопросам от и до». На всех хватило участливости и живого интереса.
Евгений Евтушенко, вспоминая Степана Щипачёва той поры, писал, что на его памяти не было столь достойного руководителя в писательском союзе ни до Степана Петровича, ни после. Венедикт Сарнов в одной из своих книг, рассказал любопытный случай.
Идёт собрание московских писателей. Избран, как в те годы полагалось президиум. Вдруг в зал входит Михаил Светлов (в последние годы жизни поэт сильно пил) и прямой наводкой, не замечая свободного места, проходит к столам, где сидят достойнейшие из достойнейших. Садится и, уронив голову на руки, засыпает.
В зале замешательство: что сделает Щипачёв? И тут Степан Петрович, обращаясь к собравшимся, говорит: «Уважаемые товарищи, поступило предложение избрать замечательного советского поэта Михаила Александровича Светлова в президиум. Кто за это предложение? Прошу проголосовать» — и сам первый поднял руку.
В зале заулыбались, зааплодировали, собрание продолжило свою работу.
Поэт не превратился в бюрократа на высоком общественном посту. Он самозабвенно служил отечественной поэзии, был редчайшим в своей среде поэтом, который чужие строки любил больше чем свои. «Это личность большого поэта», — так утверждал Евгений Евтушенко.
Журнал «Веси», 2008 г.
В Литературном музее Степана Щипачёва открылась выставка живописи нашего знаменитого земляка, Почётного гражданина города Богдановича Михаила Сажаева. 26 мая мастер отметил свой юбилей — 60 лет. В нашем городе это его шестая выставка. Первая состоялась почти пятьдесят лет назад, в 1959 году. Одиннадцатилетний художник выставил свои работы в витрине магазина № 9 на улице Рабочей (ул. Ленина, 1).
Предваряя новую выставку, Михаил Петрович вспоминает учительницу из Глуховской школы Лячину Тамару Михайловну, преподававшую уроки зоологии, которые стали самыми любимыми.
Сейчас художник представил шесть своих работ под общим названием «Зоология».
«Животных пишут и рисуют мало, чаще всего из тупого подражания и под влиянием восточных мифологий («год крысы», «год кошки» и т.п.). Серьёзных анималистов в России почти не осталось... Я всегда писал и пишу, только то, что не делают другие — в этом мой интерес и вдохновение». — Это из послания художника землякам.
Выставка на родине художника — небольшая часть нового культурного проекта Михаила Сажаева.
Год своего 60-летия он намерен завершить большой выставкой в Екатеринбурге под этим же названием «Зоология» — «Верю каждому зверю».
Перед новой экспозицией гостиная музея стояла четыре дня совершенно пустой. Накануне Дня знаний мы развесили картины Мастера. И удивительное дело! Это маленькое пространство стало преображаться. Совершенно зримо оно наполнилось чем-то особенным, будто невидимые ангелы тихо опустились с небес.
Шесть полотен. Каждая картина со своей тайной, целой историей. Вот одна со знаковым названием «Слава Богу!»
Тихая, предосенняя пора, округлые холмы, сияние света, тяжёлые облака, колебания полутеней, дорога, а в центре возлежат две коровы, жующие жвачку. Во всём пространстве божья благодать и особенный, радостно узнаваемый сажаевский колорит. На земле мир, у детей есть молоко. И слава Богу!
Я часто думаю о том, как рождаются такие могучие таланты? Как пробиться было через все те, казалось бы не благоприятные начертания жизни? Ответ необыкновенно простой. Он делан в жизни то, что хотел. «Что может быть лучше занятия любимым делом с утра до вечера? — пишет художник в 2001 году для каталога екатеринбургской выставки.
«На всех уроках в школе он только рисовал», — вспоминает директор школы Токменинов Павел Степанович. Это было уже в те далёкие годы: в начале жизни — потрясающая целеустремлённость!
Творческий день художника впечатляет. Первая половина посвящена литературному труду. Сажаевъ — автор трёх романов о жизни, о работе, о времени. Вторая половина — художественному творчеству. В руках может быть кисть, карандаш, старая фотография.
Марио Корти, радиожурналист, утверждает, что окажись Сажаевъ на необитаемом острове без кистей и других принадлежностей живописца, всё равно бы умудрился заниматься творчеством и выжил бы как художник.
От четырёх до шести тысяч художественных полотен, различных уникатов по подсчётам самого художника, а ещё книжная графика, плакаты, афиши — и во всех неповторимость сажаевской руки.
В его облике, во всех душевных движениях неординарность, неожиданная в наше время расточительность: картины художника, как самое дорогое достояние, украшают жилища многих жителей Богдановича и, конечно, не только Богдановича.
Даже в его фамилии Сажаевъ, эта полузабытая «еръ» из русской азбуки — «знак твёрдый, настойчивый, бунтующий, неистребимый» — как сам художник с его судьбой и уникальным творчеством.
«Я родился художником» — утверждает Сажаевъ в интервью телекомпании «Ермак». Пройдут годы, уйдут ныне живущие люди, затихнут сегодняшние страсти, а о нашем Богдановиче будут знать, как о городе, который дал мировой культуре художника Михаила Сажаева.
P.S. Выставка Михаила Сажаева продлится до конца октября, а когда он вернётся из поездки в Италию и США, в музее состоится встреча с художником.
«Хочется, чтобы эта маленькая выставка для земляков, стала хотя бы краткой альтернативой сатанинскому ящику, с антенной, заливающему мёртвым светом любую квартиру по вечерам». (М.Сажаевъ)
Газета «Здравствуйте, друзья!» № 38, 2008г.