ПАРИ
Зазвенел телефон. В трубке слышно, как на том конце провода призывают к тишине.
- Это музей Щипачёва? Позовите директора.
- Слушаю вас, я директор.
- Вы директор? – переспросили.
А потом: «Мы тут с ребятами поспорили… Степан Щипачёв по отчеству как?»
- Степан Петрович.
- YES! Выиграл ящик пива!
Я ПО ЭТОЙ ЗЕМЛЕ НЕ МОГУ ИДТИ В ОБУВИ
В тот день экскурсию в музее проводила Елена Александровна Софрыгина. Детей было немного. Из экспозиционного зала она вела их в кабинет поэта. Вдруг одна девчонка метнулась в гардероб и вышла оттуда в беленьких носочках. На вопрос Елены Александровны: «Ты почему разулась?» эта кроха ответила: «Я не могу в кабинет к поэту зайти в обуви».
О подобном я слышала только в Пушкинском заповеднике. Индира Ганди от Святогорья до Михайловского шла босиком.
- По этой земле я не могу идти в обуви, - сказала великая женщина.
НЕПРИЗНАННЫЙ
По улице Партизанской идёт пьяненький гражданин и вслух сокрушенно повторяет: «Никто не помнит! Меня никто не помнит!» И столько в его словах неподдельного изумления.
Я не выдержала и спросила: «Кто вы? Назовите себя».
- Я Ермаков? И меня никто не помнит.
Пауза. Он, видимо, меня признал.
- Я стихи пишу… не хуже Степана Щипачёва… Дай мне полтора рубля!
Газета «Народное слово», 17 августа 2004 г.
ЩИПАЧЁВ ЖИВЁТ СРЕДИ НАС
На скамейке у музея сидят городские журналисты: бородатый Александр Колосов и Юля Тельманова.
К ним подходит молодой человек и, смущаясь, говорит: «Можно вас спросить?»
Колосов: «Спрашивай».
Молодой человек: «Вы Степан Щипачёв?»
- Я - ответил Колосов.
КРАСНЫЙ ГАЛСТУК
В музей позвонили из военкомата и сообщили, что заместитель командующего Уральским военным округом генерал-лейтенант N, возвращаясь из экспедиционной поездки, проезжая мимо Богдановича, пожелал посетить музей Степана Щипачёва.
Свита, сопровождавшая генерала, была внушительной. Генерал с интересом разглядывал фотографии, книги, документы музейной экспозиции. У витрины, посвященной участию поэта в Великой Отечественной войне, я начала читать стихотворение Степана Щипачёва «Красный галстук». Генерал прервал меня и сам дочитал это стихотворение, а потом заявил, что когда он вступал в пионеры, то выучил это стихотворение наизусть. Тогда и решил, что будет Родину защищать.
Мне это так понравилось, что я попросила генерала записать эти слова в нашей Гостевой книге.
О ДОБРЫХ ЛЮДЯХ
В музей зашла молодая пара. Я спросила, что они желают посмотреть – новую выставку или музей. Они ответили, что сейчас не располагают временем, а зашли предложить материальную помощь:
- Мы часто видим вас по телевизору и хотим помочь вам. Мы предприниматели. Что вам нужно для музея?
Я, наученная горьким опытом, спросила:
- А вам, что за это нужно? Обычно просят место для представления своих товаров.
- Нет, нам ничего не нужно. Мы уже не один раз собирались к вам прийти, а сегодня мимо проходили и вот зашли, - объяснили необычные посетители.
У музея всегда много проблем: у нас тогда не было даже радиотелефона и приходилось при каждом звонке идти в вестибюль, там стоял стационарный аппарат. И я попросила радиотелефон.
Мои неожиданные благотворители пообещали принести такой телефон к концу недели.
Наступила пятница, заканчивался рабочий день, и я вдруг вспомнила о редкостных посетителях. Рассказала своим сотрудницам об этом.
- А ведь сегодня пятница, - успела я промолвить, и вдруг мои благодетели входят в музей.
- Здравствуйте! Где у вас подключается телефон?
И через пять минут я говорила по новенькому радиотелефону.
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
В город приехала американка познакомиться с работой фермерского хозяйства, а в качестве культурной программы её решили привести в музей.
С переводчиком я уже проводила экскурсии: рассказываю, показываю, и вдруг заокеанская гостья достала портмоне и совершенно для меня неожиданно заявила:
- Я хочу помочь вашему музею.
Я была изумлена и несколько озадачена, а в голове засияла блистательная перспектива: вдруг эта американка пожертвует музею тысячу долларов: мы ведь на эти деньги сможем купить компьютер.
Смотрю, она перебирает деньги и достаёт из портмоне … десять рублей, наших десять рублей!
Протягивает купюру, а меня тут понесло:
- Вы знаете, вам эти деньги очень пригодятся в России…
И моя несостоявшаяся благотворительница быстренько положила эту десятку в свой кошелёк.
ЛИХИЕ 90-е
Как-то по телевизору я увидела интервью с Барри Алибасовым. Он показывал свой двухэтажный особняк на Арбате: музыкальные студии, гостевые комнаты, лестницы и переходы; и видно было, что это доставляет ему особое наслаждение. Он говорил о том, что занимался ремонтом сам, привозил золочёные ручки из Индонезии, а отделочные материалы из Австрии. Известный продюсер пафосно вещал:
- В магазинах тогда ничего не было вообще, да и магазинов таких, как теперь, тоже не было. Это ведь был 1994 год.
Я хорошо помню этот год: в магазинах города даже гвоздей не было. Я ездила по заводам и предприятиям Богдановича, Камышлова и просила рейки, дерматин, бумагу, клей, краску, стекло, зеркала, ДСП и ДВП. Мне это давали, кто просто так, кто за деньги.
В 1994 году я открывала Литературный музей Степана Щипачёва.
КАК ЗИНАИДА ГИППИУС ПОМОГЛА ОТКРЫТИЮ МУЗЕЯ
В помещении нынешнего Литературного музея Степана Щипачёва в 90-е годы располагалась парикмахерская. Когда её перевели в другое место, а надо упомянуть о том, что здание это - жилой дом, то на освободившееся помещение стал претендовать огнеупорный завод - градообразующее предприятие.
Тяжба длилась до Указа президента Ельцина о пристроенных и встроенных в жилой фонд помещениях, которые после этого Указа становились собственностью муниципалитетов.
Вопрос о передаче этого помещения обсуждался в городской Думе.
Завод на заседание Думы прислал своего эмиссара, которому дали первому высказать свои притязания:
- Заводской котельной, которая рядом, совершенно необходимо иметь свой Красный уголок и душевые для женщин, - это были аргументы моего оппонента.
Когда мне дали слово, то я призвала на помощь русскую поэзию и даже прочитала стихотворение Зинаиды Гиппиус, в котором были такие строки: «…И в старый хлев ты будешь загнан палкой народ, не уважающий святынь».
В старый хлев никто не хотел, и помещение бывшей парикмахерской передали литературному музею.
ЗДЕСЬ СИДЕЛ ПУШКИН
По улице Ленина у музея прогуливаются бабушка с маленькой внучкой. Девочка, показывая на двери музея, говорит:
«Мы с детским садом приходили в музей на праздник».
Потом они усаживаются на скамейку у музея, на которой табличка: «Скамейка для влюблённых». Тут бабушка вдохновенно вещает своей внучке: «А на этой скамейке сидел Пушкин»!