Околомузейные байки

ПАРИ

Зазвенел телефон. В трубке слышно, как на том конце провода призывают к тишине.

- Это музей Щипачёва? Позовите директора.
- Слушаю вас, я директор.
- Вы директор? – переспросили.
А потом: «Мы тут с ребятами поспорили… Степан Щипачёв по отчеству как?»
- Степан Петрович.
- YES!  Выиграл ящик пива! 

 

Я ПО ЭТОЙ ЗЕМЛЕ НЕ МОГУ ИДТИ В ОБУВИ 

В тот день экскурсию в музее проводила Елена Александровна Софрыгина. Детей было немного. Из экспозиционного зала она вела их в кабинет поэта. Вдруг одна девчонка метнулась в гардероб и вышла оттуда в беленьких носочках. На вопрос Елены Александровны: «Ты почему разулась?» эта кроха ответила: «Я не могу в кабинет к поэту зайти в обуви».

О подобном я слышала только в Пушкинском заповеднике. Индира Ганди от Святогорья до Михайловского шла босиком.

- По этой земле я не могу идти в обуви, - сказала великая женщина.

 

НЕПРИЗНАННЫЙ

По улице Партизанской идёт пьяненький гражданин и вслух сокрушенно повторяет: «Никто не помнит! Меня никто не помнит!» И столько в его словах неподдельного изумления.

Я не выдержала и спросила: «Кто вы? Назовите себя».
- Я Ермаков? И меня никто не помнит.
Пауза. Он, видимо, меня признал.
- Я стихи пишу… не хуже Степана Щипачёва… Дай мне полтора рубля!

Газета «Народное слово», 17 августа 2004 г.

ЩИПАЧЁВ ЖИВЁТ СРЕДИ НАС

   На скамейке у музея сидят городские журналисты: бородатый Александр Колосов и Юля Тельманова.

 К ним подходит молодой человек и, смущаясь, говорит: «Можно вас спросить?»

Колосов: «Спрашивай».

 Молодой человек: «Вы Степан Щипачёв?»

- Я   - ответил Колосов.

 

КРАСНЫЙ ГАЛСТУК

  В музей позвонили из военкомата и сообщили, что заместитель командующего Уральским военным округом генерал-лейтенант N, возвращаясь из экспедиционной поездки, проезжая мимо Богдановича, пожелал посетить музей Степана Щипачёва.

 Свита, сопровождавшая генерала, была внушительной.  Генерал с интересом разглядывал фотографии, книги, документы музейной экспозиции. У витрины, посвященной участию поэта в Великой Отечественной войне, я начала читать стихотворение Степана Щипачёва «Красный галстук».  Генерал прервал меня и сам дочитал это   стихотворение, а потом заявил, что когда он вступал в пионеры, то выучил это стихотворение наизусть. Тогда и решил, что будет Родину защищать.

Мне это так понравилось, что я попросила генерала записать эти слова в нашей Гостевой книге.

 

О ДОБРЫХ ЛЮДЯХ

  В музей зашла молодая пара. Я спросила, что они желают посмотреть – новую выставку или музей. Они ответили, что сейчас не располагают временем, а зашли предложить материальную помощь:

-  Мы часто видим вас по телевизору и хотим помочь вам. Мы предприниматели.  Что вам нужно для музея?

Я, наученная горьким опытом, спросила:

- А вам, что за это нужно? Обычно просят место для представления своих товаров.

- Нет, нам ничего не нужно. Мы уже не один раз собирались к вам прийти, а сегодня мимо проходили и вот зашли, - объяснили необычные посетители.

У музея всегда много проблем: у нас тогда не было даже радиотелефона и приходилось при каждом звонке идти в вестибюль, там стоял стационарный аппарат. И я попросила радиотелефон.

 Мои неожиданные благотворители пообещали принести такой телефон к концу недели.

Наступила пятница, заканчивался рабочий день, и я вдруг вспомнила о редкостных посетителях.  Рассказала своим сотрудницам об этом.

- А ведь сегодня пятница, - успела я промолвить, и вдруг мои благодетели входят в музей.

- Здравствуйте!  Где у вас подключается телефон?

И через пять   минут я говорила по новенькому радиотелефону.

 

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

 В город приехала американка познакомиться с работой фермерского хозяйства, а в качестве культурной программы её решили привести в музей.

 С переводчиком я уже проводила экскурсии: рассказываю, показываю, и вдруг заокеанская гостья достала портмоне и совершенно для меня неожиданно заявила:

- Я хочу помочь вашему музею.

Я была изумлена и несколько озадачена, а в голове засияла блистательная перспектива: вдруг эта американка пожертвует музею тысячу долларов: мы ведь на эти деньги сможем купить компьютер.

 Смотрю, она перебирает деньги и достаёт из портмоне … десять рублей, наших десять рублей!

Протягивает купюру, а меня тут понесло:

- Вы знаете, вам эти деньги очень пригодятся в России…

И моя несостоявшаяся благотворительница быстренько положила эту десятку в свой кошелёк.

 

ЛИХИЕ 90-е

Как-то по телевизору я увидела интервью с Барри Алибасовым. Он показывал свой двухэтажный особняк на Арбате: музыкальные студии, гостевые комнаты, лестницы и переходы; и видно было, что это доставляет ему особое наслаждение. Он говорил о том, что занимался ремонтом сам, привозил золочёные ручки из Индонезии, а отделочные материалы из Австрии. Известный продюсер пафосно вещал:

-  В магазинах тогда ничего не было вообще, да и магазинов таких, как теперь, тоже не было. Это ведь был 1994 год.

Я хорошо помню этот год: в магазинах города даже гвоздей не было. Я ездила по заводам и предприятиям Богдановича, Камышлова и просила рейки, дерматин, бумагу, клей, краску, стекло, зеркала, ДСП и ДВП.  Мне это давали, кто просто так, кто за деньги.

 В 1994 году я открывала Литературный музей Степана Щипачёва.

 

КАК ЗИНАИДА ГИППИУС ПОМОГЛА ОТКРЫТИЮ МУЗЕЯ

В помещении нынешнего Литературного музея Степана Щипачёва в 90-е годы располагалась парикмахерская. Когда её перевели в другое место, а надо упомянуть о том, что здание это -  жилой дом, то на освободившееся помещение стал претендовать огнеупорный завод - градообразующее предприятие.

 Тяжба длилась до Указа президента Ельцина о пристроенных и  встроенных  в жилой фонд помещениях, которые после этого Указа становились собственностью муниципалитетов.

Вопрос о передаче этого помещения обсуждался в городской Думе.

  Завод на заседание Думы прислал своего эмиссара, которому дали первому высказать свои притязания:

- Заводской котельной, которая рядом, совершенно необходимо иметь свой Красный уголок и душевые для женщин, - это были аргументы моего оппонента.

Когда мне дали слово, то я призвала на помощь русскую поэзию и даже прочитала стихотворение Зинаиды Гиппиус, в котором были такие строки: «…И в старый хлев ты будешь загнан палкой народ, не уважающий святынь».

В старый хлев никто не хотел, и помещение бывшей парикмахерской передали   литературному музею.

 

ЗДЕСЬ СИДЕЛ ПУШКИН

По улице Ленина у музея прогуливаются бабушка с маленькой внучкой.  Девочка, показывая на двери музея, говорит:

 «Мы с детским садом приходили в музей на праздник».

Потом они усаживаются на скамейку у музея, на которой табличка: «Скамейка для влюблённых». Тут бабушка вдохновенно вещает своей внучке: «А на этой скамейке сидел Пушкин»!