Графика, пережившая время

В Литературном музее  Степана Щипачёва  хранится большая часть художественного архива  известного в 60 - 80-е годы прошлого века уральского книжного графика Валентина Васильева.

Валентин Фёдорович Васильев  родился в 1923 году в Кургане. Перед Великой Отечественной войной поступил в художественное училище города Омска. Великая битва с фашизмом призвала его в ряды защитников Отечества. Окончив артиллерийское училище,  лейтенант Валентин Васильев с боями дошёл до Польши.

В минуты затишья доставал альбом и карандаш, рисовал товарищей по оружию. Сохранились рисунки лета 1942 года,  высланные сестре в Курган. Эти бесценные реликвии Великой Отечественной войны хранятся в фонде музея. На одном  листочке маленькая записка сестре: «Инна! Когда будут приходить рисунки,  перегнутые на половину, то ты делай так: намочи рубец сгиба и прогладь  утюгом, но мочи не сильно. Береги рисунки! Валька».

В Польше, бой на Сандомирском плацдарме, стал Голгофой командиру взвода: он был тяжело ранен и контужен, пролежав на холодной земле всю ночь среди мёртвых.

Утром обнаружили, что командир живой, но война для него закончилась: эвакогоспиталь доставил Васильева в Свердловск. Медсестра, которая выхаживала его в пути, стала его женой.

   В январе 1945 года в Свердловске была организована выставка «Художники – фронту». Участником этой выставки стал и Валентин Васильев. Молодой художник начал получать заказы от областного издательства, из редакций журналов и газет.

В 1956 году Васильев отправился в творческую командировку на родину Степана Щипачёва с заданием – подготовить иллюстрации к автобиографической повести о детстве поэта «Берёзовый сок».

В Щипачах запомнили художника: «Целый месяц тут жил. Всех срисовывал».

Васильев отличался неимоверным трудолюбием и упорством, разработал свою особую технику живописи. А его рисунки тушью были талантливы и гармонично вплетались в повествование текста.

Пришла известность: Дипломы высших степеней за участие в областных и республиканских выставках. Более 100 книг в художественном багаже графика Валентина Васильева.  Это и  книги уральских авторов : Мамина-Сибиряка и Бажова,  Бондина и Боголюбова, Куштума и Ружанского, заказы  московских издательств.  Работа занимала руки и душу, но Сандомирский плацдарм вновь и вновь укладывал художника на госпитальную койку. Если боли затихали, он писал портреты медсестёр, врачей, соседей по палате.

После нескольких операций ампутировали ноги. Надо было снова учиться жить. Жена умерла, сыновья заняты своими заботами, и он позвал Ольгу –  первую школьную любовь, которая по- прежнему  жила в  его родном Кургане.

Последние четыре года жизни Валентин Васильев посвятил великому роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». «Энциклопедию русской жизни» иллюстрировали многие художники. Валентин Васильев подарил нам своего  Онегина. Книга с его акварелями, тончайшими, прозрачными, вышла в Средне-Уральском книжном издательстве в 1987 году. Её выпустили  малоформатной: миниатюрные книги  в те годы коллекционировали. Тираж  по тем временам был крошечным, всего 3тысячи экземпляров. «Евгений Онегин» с акварелями Валентина Васильева   разошёлся мгновенно.

Книжная графика Валентина Васильева передана музею в дар его женой, вдовой Ольгой Амосовной Васильевой. Я познакомилась с ней в 1987 году. Валентина Фёдоровича не стало в 1986 г.  И я не успела его увидеть, но  он прочитал письмо, написанное мною, и получил фотографии, сделанные в Щипачах летом 1986 года. Письмо  растрогало художника, и он сам выбрал из архива работы, сделанные в Щипачах  для книги нашего поэта,  намереваясь их нам отослать.

С Ольгой Амосовной меня связывают долгие годы дружественного общения и душевной близости, и она много раз бывала в музее Степана Щипачёва. Мы вместе с ней открывали ретроспективную выставку Валентина Васильева  в Литературном музее писателей Урала в Екатеринбурге в год  80-летия со дня рождения уральского графика.

Работы Валентина Васильева знают  в Богдановиче и музей  бережно хранит память о талантливом графике.

Антонина Хлыстикова, директор музея