Светлый человек

  Когда-то, в самом начале ХХ века, маленького мальчика, лишившегося отца, бабушка Степанида водила по окрестным деревням собирать подаяние.

Прошло полвека:

   Степан Щипачёв - известнейший поэт, дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии, награждённый девятью орденами нашего Отечества, автор более 130 поэтических книг, которые никогда не залёживались на книжных прилавках.

ХХ век. Конец 50-х. Особый период в жизни нашей страны: на волне перемен, новых надежд Степана Щипачёва выбирают руководителем самой большой писательской организации Советского Союза, московской.

   Евгений Евтушенко, вспоминая Щипачёва, говорил о том, что на его памяти, не было такого достойного руководителя ни до Степана Щипачёва, ни после.

   А другой поэт - Андрей Вознесенский, писал, что поэт Степан Щипачёв ни при каких погодах: ни при грозных, ни при мирных ничьей судьбе не нанёс зла, он даже в помыслах был чист, не только в поступках.

   В 2007 году я встретилась в Москве с сопредседателем Правления Союза писателей России, членом корреспондентом РАН Феликсом Кузнецовым.

   Он поделился воспоминаниями о Степане Петровиче, как о руководителе писательской организации, говорил о его личности, и его поэзии:

«...Степан Петрович был очень тёплым человеком и таким же тёплым поэтом, который шёл от народа.

   Он оставил у меня самую светлую память, как чистый настоящий, подлинный, идейный и убеждённый коммунист, верный самым высоким принципам, которые были заложены в коммунистическую идею.

   Это, конечно, по истокам своим принципы христианские. Он был человеком, для которого вера в коммунистическую идею была в чём-то похожа на православие. Он считал, что добро, любовь, человеческое отношение к людям - во главе угла и жизни, и поведения любого человека, и творчества».

Многие московские писатели долго вспомнили один примечательный случай.

Начинается первое собрание московских писателей под руководством Степана Щипачёва. Избран президиум, как в те годы полагалось. И в это время в зал входит Михаил Светлов. Поэт в конце жизни часто предавался тяжкому пороку – пьянству. Неуверенной походкой, не замечая свободных мест в зале, проходит в президиум, садится на свободный стул, кладёт голову на руки и засыпает. По всей вероятности, это была очередная шутка легендарного поэта.

   В зале установилась выжидательная, напряжённая тишина. Что сделает Степан Щипачёв? Как он поступит? Может быть, вызовет милицию?

   И тут, Степан Петрович, обращаясь к залу, говорит: «Уважаемые товарищи, поступило предложение: замечательного советского поэта Михаила Аркадьевича Светлова избрать в президиум нашего собрания. Кто за это предложение?». И сам первый поднял руку.

По залу прошла волна облегчения, аплодисменты, одобрительные возгласы.

На таком высоком посту наш земляк не стал чинушей, он остался в памяти людей светлым и чистым человеком.

Антонина Хлыстикова