Александра Соболева на войну ушла из Нижнего Тагила, работала секретарём у председателя исполкома. Повестку принесли в воскресенье, она вышивала кофточку. Отложила рукоделие и сказала матери: «Вернусь, тогда и закончу!». Вернулась, вышила свою кофточку и долго носила её после войны.
А служила она на Карельском фронте на аэродроме, оружейником. В 80-е годы ездила туда на встречу фронтовиков. Рассказывала нам, что именно в тех местах снимали фильм «А зори здесь тихие…».
Александра Андреевна рассказала мне и о том, как однажды начальник аэродрома перед строем грозно заявил, обращаясь к мужчинам: «Вот, кто эту девочку тронет, пристрелю!», - и указал на неё.
Я ходила в тот день зарёванная. Накануне меня вызвал к себе старшина и стал приставать, я вырывалась, но он всё-таки поцеловал меня два раза.
Была тогда наивная, ничего не понимающая, решила, что я теперь не чистая, кому я нужна буду. Долго ревела и решила повеситься. Подруга моя меня уговорила этого не делать и доложила начальнику аэродрома.
Александре Андреевне Соболевой военные документы пришлось восстанавливать. Она их сожгла, когда вернулась с фронта.
У неё не было детей: тяжёлой для девушек была служба на аэродроме. Каждая бомба весила около сорока килограммов. Сколько их надо было поднять, снаряжая самолёт в боевой вылет!
Умерла она в больнице, в Байнах. Её родственники туда отправили сразу же после составления завещания.
Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея