ДОРОГИ ВОЙНЫ СТЕПАНА ЩИПАЧЁВА

Когда началась Великая Отечественная война, первым государством, поддержавшим СССР стала Тувинская Народная Республика. Тува вступила во Вторую мировую войну на стороне стран Антигитлеровской коалиции 22 июня 1941 года. Республика объявила войну Германии и её союзникам за 11 часов до исторического заявления Черчилля по радио.

38 тысяч тувинских аратов в письме Сталину заявили: «Мы вместе. Это и наша война».

Из сообщения «Российской газеты»: «Некоторые эксперты считают, что совокупные поставки в СССР Монгольской и Тувинской Народных Республик в военный период по объёму были всего на треть меньше, чем общий объём союзнических поставок из СШАКанадыВеликобританииАвстралииНовой Зеландии и Южно-Африканского Союза вместе взятых».

Зима 1942 года. В Туве морозы. Термометр часто опускается ниже 50 градусов. И вот тогда в писательской среде стало известно, что в Кызыл едет большой советский поэт Степан Щипачёв.

Надо напомнить, что до 1930 года тувинский народ не имел своей письменности.

Московского гостя приняли в редакции «Тувинской правды». В столице Тувы, Кызыле, не было гостиниц. В дальнейшем Степан Щипачёв жил в писательском доме на Красноармейской,74, в квартире учёного тюрколога, одного из создателей тувинской письменности, Пальмбаха.

Из воспоминаний тувинского поэта Сарыг-оола: «Щипачёв много выступал, искренне рассказывал о героических сражениях советских воинов с врагом, читал свои стихи. Люди слушали его затаив дыхание, охотно и с горячей щедростью предлагали и отдавали что могли в помощь фронту… Кочевники-араты, охотники отдавали в дар фронту свои сбережения, продовольствие, добытую с таким трудом пушнину, скот, лошадей. Нередко отдавали почти всё, что имели».

- На митингах многие араты подходили ко мне, чтобы простодушно и ласково потрогать мою шинель и красную эмаль звезды, - вспоминал о том времени Степан Щипачёв.

Биографии тувинского поэта и поэта с Урала удивительно схожи: пастух из Тувы в начале 30-х годов ХХ века добрался до Москвы и учился в Коммунистическом университете народов Востока, а паренёк из глухой уральской деревни в самом начале 30-х оканчивает литературное отделение Институт красной профессуры.

Такие факты ушедшей эпохи надо помнить!

Сарыг-оол занимался переводами, консультировался у Пальмбаха, работал директором первого музыкально-драматического театра в Кызыле и переводил для репертуара русских, европейских и даже американских писателей.

Степан Сарыг-оол с гордостью носил всю жизнь имя русского поэта Степана Щипачёва. Своё имя ему подарил сам Щипачёв. На прощальном вечере московский гость прочитал стихотворение «ТУВИНСКИМ ДРУЗЬЯМ».

Сарыг-оол вспоминает: «Я расхрабрился и прочёл заранее написанные для него стихи. В ответ он нежно обнял меня и сказал:

- Чем же мне одарить тебя, дорогой Сарыг-оол? Разве имя своё подарить тебе! Со слезами благодарности я принял это имя – Степан».

На заседании правления тувинских писателей Степана Щипачёва избрали Почётным членом Союза.

Степан Петрович Щипачёв помог подняться тувинской литературе, а тогда увёз в Москву небольшое произведение Солчака Тока «Мои воспоминания», которое стало первой ласточкой из Тувы в большом литературном мире.

 14 октября 1944 года Тувинская Народная Республика вошла в состав Российской Федерации   автономной областью. С этого момента тувинцы участвовали в боевых действиях вплоть до окончания Второй мировой войны в качестве граждан Советского Союза.

Миссия нашего земляка поэта Степана Щипачёва в Туву была не только культурной, но и дипломатической.

На фото: Степан Щипачёв в писателями Тувы. Позади Степана Щипачёва стоит поэт Степан Сарыг-оол.

 

Хлыстикова Антонина.