Новости

Команда Центра современной культурной среды Богдановича посетила Камышловский краеведческий музей.
Сотрудники Богдановичского краеведческого музея и Литературного музея Степана Щипачёва в полном составе, а также заведующий отделом музейной и экскурсионной деятельности Центра современной культурной среды Наталья Бормотова и методист отдела Мария Заложных познакомились с деятельностью учреждения.
Целью визита стал обмен профессиональным опытом в ключевых направлениях работы: хранение фондов, организация экспозиций, внедрение интерактивных технологий и разработка образовательных программ для разных категорий посетителей.
Коллеги из Камышловского краеведческого музея провели пешеходную экскурсию по улицам одного из старейших городов Свердловской области. В этом году Камышлову исполнилось 357 лет. В городе насчитывается двенадцать памятников истории и архитектуры. Также в городе строят туристско-информационный центр в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Здесь будут встречать гостей, проводить мастер-классы и лекции.
Не менее интересная экскурсия ждала богдановичцев и в самом музее. Богатая коллекция предметов, стационарные и передвижные выставки, увлекательный рассказ экскурсовода Владимира Загудаева заставил гостей забыть о времени и погрузиться в историю. Для сотрудников Литературного музея Степана Щипачёва город Камышлов особенно дорог, ведь здесь прошла юность нашего поэта. Около музея сохранился дом, где с 1914 по 1917 год жил Степана Щипачёв.
Мы выражаем искреннюю благодарность директору Юлии Казаковой и коллективу Камышловского краеведческого музея за теплый прием, открытость и готовность к диалогу. Уверены, что полученные знания и установленные контакты послужат основой для дальнейшего плодотворного сотрудничества и новых интересных проектов.

26 сентября сотрудники Литературного музея Степана Щипачева работают на выездом мероприятии. Посетители приниматься в музее не будут.

В субботу 27.09. музей работает с 9:30 до 18:00

В Литературном музее Степана Щипачёва состоялось открытие выставки живописи «Сердце в радости живёт» и празднование славного юбилея замечательного человека, талантливой художницы и нашего доброго друга - Любови Фёдоровны Черных.

Украсила мероприятие воспитанница Детской школы искусств города Богданович София Тоненькая, которая исполнила зажигательные частушки.

В экспозиции - особое, сокровенное настроение. Здесь сдержанная, но глубокая цветовая гамма, в которой словно живет свет памяти тихой радости и удивительная разносторонность. На полотнах и лиричные пейзажи, в которых узнаётся душа нашего уральского края, и проникновенные портреты, и наполненные тихой жизнью натюрморты, и целые сюжетные картины-воспоминания.
Но главное - в каждой работе чувствуется яркое индивидуальное начало, неповторимый почерк и душа автора.
А ведь душа эта многогранна! Потому что помимо красок и холста, Любовь Фёдоровна оживляет слова. Сегодня в музее состоялась презентация уже третьего поэтического сборника с одноименным названием «Сердце в радость живет», где её творческая натура нашла ещё одно воплощение.

Путь художницы - это пример того, как важно следовать за своей мечтой, невзирая на возраст и обстоятельства. Она доказала, что творчество не имеет границ и настоящий талант проявится всегда.

Выставка живописи Любови Черных экспонируется до 9 октября 2025 года.

Литературный музей Степана Щипачёва стал победителем конкурса Министерства культуры Свердловской области.
Музей получил субсидию на организацию обменной выставки с Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств имени В.А. Карпова в размере 400 тысяч рублей.

Благодаря выигранным средствам в следующем году посетители музея познакомятся с уникальной коллекцией единственного в стране специализированного музея гравюры и рисунка и увидят работы таких известных авторов, мастеров уральской книжной графики, как Миша Брусиловский, Виталий Волович, Екатерина Гилева.

В свою очередь, Литературный музей Степана Щипачёва отправит в Ирбит коллекцию графики художника Валентина Васильева к произведениям классиков русской литературы.

Это уже вторая победа музея в данном конкурсе. В 2022 году Литературным музеем Степана Щипачёва был реализован выставочный проект совместно с Музейным центром «Гамаюн».

Сразу две осенних выставки экспонируются в Литературном музее Степана Щипачёва –
«Я вспомню уральскую осень» и «Листопад поэтических страниц». Всем известно, что осень всегда вдохновляла творческих людей на создание произведений.
Нет в истории литературы поэта, который бы не писал об этом загадочном времени года. Его красоте и грусти посвящали строки Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Сергей Есенин, Афанасий Фет, Степан Щипачёв и многие другие. На выставке «Листопад поэтических страниц», где мы вдохновившись осенней магией, собрали уникальные предметы из наших фондов: рукописи и издания поэтов разных лет. Здесь представлены книги из библиотеки Степана Щипачёва, подаренные его собратьями по перу.
А работы художников из фондов музея вы увидите на выставке «Я вспомню уральскую осень...», на которой оживают самые живописные и поэтичные образы этого времени года. Уральская осень — это багряные и золотые кроны деревьев, утренний воздух, холодный и чистый, как первые заморозки. Это время, которое вдохновляет на творчество и поэтов, и художников. Приглашаем вас прогуляться по уютным городским тропинкам, усыпанным яркой листвой, заглянуть в тихие скверы и ощутить благодать загородной природы — всё это запечатлено на полотнах Татьяны Глухих, Николая и Михаила Головатиных, Виктора Бунакова, Сергея Петрова, Виктора Пешкова, Вадима Колбасова.

Почувствуйте магию осени через призму искусства.

Степан Щипачёв
***
Когда загрустится очень,
когда засижусь в Москве,
я вспомню уральскую осень
вот в этой багровой листве.
Я в мыслях увижу доярок,
гранильщикам руки пожму
и вспомню Курьи над яром,
под яром - реку Пышму,
и дымы Сухого Лога,
встающие под облака.
Не зря по-уральскому окать
опят начинаю слегка.
Не зря про себя называю
не Нижним, а Нежным Тагил...
Когда-то по здешнему краю
я много дорог исходил.
Мне здесь навсегда дорогими
пребудут поля, и леса,
и трубами заводскими
подпёртые небеса.

8 сентября – день рождения поэта Бориса Рыжего.

С 5 по 7 сентября 2025 года в Литературном квартале прошли Дни Бориса Рыжего. Музей "Литературная жизнь Урала ХХ века" организовал пешеходную экскурсию по центральным местам жизни и работы поэта под названием "Центр Бориса Рыжего". Несмотря на дождливую погоду, у редакции журнала "Урал" собрались почитатели "последнего советского поэта".
Автор экскурсии Александр Эльстон-Бирон провел по знаковым местам в жизни и творчестве культового поэта: Горный университет, Куйбышева,10, парк "Зеленая роща", последней остановкой был дом, где располагалась квартира родителей, где Борис ушёл из жизни. "Я всех любил. Без дураков" - было написано в предсмертной записке.

А родился он в 1974 году в Челябинске. Критики называли его голосом последнего советского поколения. К 26-ти годам он написал более тысячи стихотворений. Рыжего высоко ценили поэты Евгений Рейн и Евгений Евтушенко. Весной 1999 г. подборку стихов Бориса напечатали в журнале "Знамя". За неё поэту вручили премию "Антибукер". В том же году в Санкт-Петербурге вышел первый сборник стихотворений Бориса Рыжего, который вошёл в шорт-лист литературной премии "Северная Пальмира". В июне 1999 года он поехал в Роттердам на всемирный фестиваль поэзии, стихи поэта опубликовали в голландском журнале "Пассионата". Осенью того же года Рыжий стал членом Союза российских писателей.

📚Предлагаем вашему вниманию подборку стихотворений Бориса Рыжего.

***
Никого не виню,
что порой легче тело содрать, чем пальто.
Всё гниёт на корню.
Я не ведаю, что я и кто.
Я, как жгут, растянул окончания рук,
я тянулся к звезде.
Мне везде было плохо и больно. Везде.
От себя не уйти.
Что-то колет в груди.
И качаются тени.
На стене. И закат не похож на рассвет.
Я, войдя в этот мир, оказался в чужом сновиденье.
Пробуждения нет.
***
Во всём, во всём я, право, виноват,
пусть не испачкан братской кровью,
в любой беде чужой, стоящей над
моей безумною любовью,
во всём, во всём, вини меня, вини,
я соучастник, я свидетель,
за всё, за боль, за горе, прокляни
за ночь твою, за ложь столетий,
за всё, за всё, за веру, за огонь
руби налево и направо,
за жизнь, за смерть, но одного не тронь,
а впрочем, вероятно, право,
к чему они, за детские стихи,
за слёзы, страх, дыханье ада,
бери и жги, глаза мои сухи,
мне ничего, господь, не надо.

***
Над саквояжем в черной арке
всю ночь играл саксофонист.
Бродяга на скамейке в парке
спал, постелив газетный лист.

Я тоже стану музыкантом
и буду, если не умру,
в рубашке белой с черным бантом
играть ночами на ветру.

Чтоб, улыбаясь, спал пропойца
под небом, выпитым до дна, –
спи, ни о чем не беспокойся,
есть только музыка одна.
***
Приобретут всеевропейский лоск
слова трансазиатского поэта,
я позабуду сказочный Свердловск
и школьный двор в районе Вторчермета.

Но где бы мне ни выпало остыть,
в Париже знойном, Лондоне промозглом,
мой жалкий прах советую зарыть
на безымянном кладбище свердловском.

Не в плане не лишенной красоты,
но вычурной и артистичной позы,
а потому что там мои кенты,
их профили на мраморе и розы.

На купоросных голубых снегах,
закончившие ШРМ на тройки,
они запнулись с медью в черепах
как первые солдаты перестройки.

Пусть Вторчермет гудит своей трубой.
Пластполимер пускай свистит протяжно.
И женщина, что не была со мной,
альбом откроет и закурит важно.

Она откроет голубой альбом,
где лица наши будущим согреты,
где живы мы, в альбоме голубом,
земная шваль: бандиты и поэты.
***
Померкли очи голубые,
Погасли чёрные глаза —
Стареют школьницы былые,
Беседки, парки, небеса.

Исчезли фартучки, манжеты,
А с ними весь ажурный мир.
И той скамейки в парке нету,
Где было вырезано «Б.Р.».

Я сиживал на той скамейке,
Когда уроки пропускал.
Я для одной за три копейки
Любовь и солнце покупал.

Я говорил ей небылицы:
Умрём, и всё начнётся вновь.
И вновь на свете повторится
Скамейка, счастье и любовь.

Исчезло всё, что было мило,
Что только-только началось –
Любовь и солнце – мимо, мимо
Скамейки в парке пронеслось.

Осталась глупая досада –
И тихо злит меня опять
Не то, что говорить не надо,
А то, что нечего сказать.

Былая школьница, по плану –
У нас развод, да будет так.
Прости былому хулигану –
что там? – поэзию и мрак.

Я не настолько верю в слово,
Чтобы, как в юности, тогда,
Сказать, что всё начнётся снова.
Ведь не начнётся никогда.

*** 
В России расстаются навсегда.
В России друг от друга города
столь далеки,
что вздрагиваю я, шепнув «прощай».
Рукой своей касаюсь невзначай
ее руки.
Длиною в жизнь любая из дорог.
Скажите, что такое русский Бог?
«Конечно, я
приеду». Не приеду никогда.
В России расстаются навсегда.
«Душа моя, приеду».
Через сотни лет вернусь.
Какая малость, милость, что за грусть —
мы насовсем
прощаемся. «Дай капельку сотру».
Да, не приеду. Видимо, умру
скорее, чем.
В России расстаются навсегда.
Еще один подкинь кусочек льда
в холодный стих.
…И поезда уходят под откос,
…И самолёты, долетев до звёзд,
сгорают в них.

Чтение в детстве.
Окраина стройки советской,
фабричные красные трубы.
Играли в душе моей детской
Ерёменко медные трубы.
Ерёменко медные трубы
в душе моей детской звучали.
Навеки влюбленные, в клубе
мы с Ирою К. танцевали.
Мы с Ирою К. танцевали,
целуясь то в щеки, то в губы.
А душу мою разрывали
Ерёменко медные трубы.
И был я так молод, когда — то
надменно, то нежно, то грубо,
то жалобно, то виновато…
Ерёменко медные трубы!

85 лет назад, 5 сентября 1940 года в газете «Пионерская правда» начали печатать повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

История об отважных и справедливых ребятах очень понравилась детям среднего школьного возраста, к тому же приближалась война и тема помощи военным и их семьям была как нельзя кстати в вопросе воспитания младшего поколения.

Но сначала был создан советский детский приключенческий художественный фильм «Тимур и его команда», снятый на студии «Союздетфильм» в 1940 году режиссёром Александром Разумным по оригинальному сценарию Аркадия Гайдара. Редкий случай, когда по фильму позже была написана одноименная повесть, а не наоборот.

Главную роль в фильме сыграл сын Степана Щипачёва - Ливий.

Сегодня повесть «Тимур и его команда» часто переиздается и входит в список ста книг, рекомендованных школьникам министерством образования для самостоятельного чтения, хотя историческая ситуация, в которой создавался текст, давно ушла в прошлое. Это одна из самых популярных и востребованных книг советского детского канона. Повесть читали и в рамках школьной программы, и совершенно добровольно; героям подражали, в течение многих лет в честь Тимура называли мальчиков, а в честь Жени — девочек. Тимур потеснил в советском пантеоне главного героя 1930-х Павлика Морозова и надолго завоевал симпатии читателей.