Новости

Сегодня Литературный музей Степана Щипачёва стал площадкой проведения областной акции тотального чтения «День чтения».

В Год защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне тема акции звучала как «Память, застывшая в строках», а девизом стало — «Читать, чтобы помнить!». Гостем музея в этом году стал ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин Свердловской области, Энгельс Головин.

25 октября Энгельс Васильевич отметит свой 102 день рождения! Несмотря на преклонный возраст, наш герой помнит многое. Например, стихотворение, которое учил во втором классе, или первую главу романа «Евгений Онегин», много песен и историй из жизни. Все это он продемонстрировал учащимся МОУ СОШ №1 г. Богданович. Старшеклассники с удивлением и восторгом слушали Энгельса Васильевича, который не только читал стихи, но и рассказал о первой любви, службе в армии, философии своей жизни, и конечно, поделился рецептом долголетия.
По доброй традиции ребята пожали руку ветерану и пожелали здоровья!

Команда Центра современной культурной среды Богдановича посетила Камышловский краеведческий музей.
Сотрудники Богдановичского краеведческого музея и Литературного музея Степана Щипачёва в полном составе, а также заведующий отделом музейной и экскурсионной деятельности Центра современной культурной среды Наталья Бормотова и методист отдела Мария Заложных познакомились с деятельностью учреждения.
Целью визита стал обмен профессиональным опытом в ключевых направлениях работы: хранение фондов, организация экспозиций, внедрение интерактивных технологий и разработка образовательных программ для разных категорий посетителей.
Коллеги из Камышловского краеведческого музея провели пешеходную экскурсию по улицам одного из старейших городов Свердловской области. В этом году Камышлову исполнилось 357 лет. В городе насчитывается двенадцать памятников истории и архитектуры. Также в городе строят туристско-информационный центр в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Здесь будут встречать гостей, проводить мастер-классы и лекции.
Не менее интересная экскурсия ждала богдановичцев и в самом музее. Богатая коллекция предметов, стационарные и передвижные выставки, увлекательный рассказ экскурсовода Владимира Загудаева заставил гостей забыть о времени и погрузиться в историю. Для сотрудников Литературного музея Степана Щипачёва город Камышлов особенно дорог, ведь здесь прошла юность нашего поэта. Около музея сохранился дом, где с 1914 по 1917 год жил Степана Щипачёв.
Мы выражаем искреннюю благодарность директору Юлии Казаковой и коллективу Камышловского краеведческого музея за теплый прием, открытость и готовность к диалогу. Уверены, что полученные знания и установленные контакты послужат основой для дальнейшего плодотворного сотрудничества и новых интересных проектов.

26 сентября сотрудники Литературного музея Степана Щипачева работают на выездом мероприятии. Посетители приниматься в музее не будут.

В субботу 27.09. музей работает с 9:30 до 18:00

В Литературном музее Степана Щипачёва состоялось открытие выставки живописи «Сердце в радости живёт» и празднование славного юбилея замечательного человека, талантливой художницы и нашего доброго друга - Любови Фёдоровны Черных.

Украсила мероприятие воспитанница Детской школы искусств города Богданович София Тоненькая, которая исполнила зажигательные частушки.

В экспозиции - особое, сокровенное настроение. Здесь сдержанная, но глубокая цветовая гамма, в которой словно живет свет памяти тихой радости и удивительная разносторонность. На полотнах и лиричные пейзажи, в которых узнаётся душа нашего уральского края, и проникновенные портреты, и наполненные тихой жизнью натюрморты, и целые сюжетные картины-воспоминания.
Но главное - в каждой работе чувствуется яркое индивидуальное начало, неповторимый почерк и душа автора.
А ведь душа эта многогранна! Потому что помимо красок и холста, Любовь Фёдоровна оживляет слова. Сегодня в музее состоялась презентация уже третьего поэтического сборника с одноименным названием «Сердце в радость живет», где её творческая натура нашла ещё одно воплощение.

Путь художницы - это пример того, как важно следовать за своей мечтой, невзирая на возраст и обстоятельства. Она доказала, что творчество не имеет границ и настоящий талант проявится всегда.

Выставка живописи Любови Черных экспонируется до 9 октября 2025 года.

Литературный музей Степана Щипачёва стал победителем конкурса Министерства культуры Свердловской области.
Музей получил субсидию на организацию обменной выставки с Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств имени В.А. Карпова в размере 400 тысяч рублей.

Благодаря выигранным средствам в следующем году посетители музея познакомятся с уникальной коллекцией единственного в стране специализированного музея гравюры и рисунка и увидят работы таких известных авторов, мастеров уральской книжной графики, как Миша Брусиловский, Виталий Волович, Екатерина Гилева.

В свою очередь, Литературный музей Степана Щипачёва отправит в Ирбит коллекцию графики художника Валентина Васильева к произведениям классиков русской литературы.

Это уже вторая победа музея в данном конкурсе. В 2022 году Литературным музеем Степана Щипачёва был реализован выставочный проект совместно с Музейным центром «Гамаюн».

Сразу две осенних выставки экспонируются в Литературном музее Степана Щипачёва –
«Я вспомню уральскую осень» и «Листопад поэтических страниц». Всем известно, что осень всегда вдохновляла творческих людей на создание произведений.
Нет в истории литературы поэта, который бы не писал об этом загадочном времени года. Его красоте и грусти посвящали строки Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Сергей Есенин, Афанасий Фет, Степан Щипачёв и многие другие. На выставке «Листопад поэтических страниц», где мы вдохновившись осенней магией, собрали уникальные предметы из наших фондов: рукописи и издания поэтов разных лет. Здесь представлены книги из библиотеки Степана Щипачёва, подаренные его собратьями по перу.
А работы художников из фондов музея вы увидите на выставке «Я вспомню уральскую осень...», на которой оживают самые живописные и поэтичные образы этого времени года. Уральская осень — это багряные и золотые кроны деревьев, утренний воздух, холодный и чистый, как первые заморозки. Это время, которое вдохновляет на творчество и поэтов, и художников. Приглашаем вас прогуляться по уютным городским тропинкам, усыпанным яркой листвой, заглянуть в тихие скверы и ощутить благодать загородной природы — всё это запечатлено на полотнах Татьяны Глухих, Николая и Михаила Головатиных, Виктора Бунакова, Сергея Петрова, Виктора Пешкова, Вадима Колбасова.

Почувствуйте магию осени через призму искусства.

Степан Щипачёв
***
Когда загрустится очень,
когда засижусь в Москве,
я вспомню уральскую осень
вот в этой багровой листве.
Я в мыслях увижу доярок,
гранильщикам руки пожму
и вспомню Курьи над яром,
под яром - реку Пышму,
и дымы Сухого Лога,
встающие под облака.
Не зря по-уральскому окать
опят начинаю слегка.
Не зря про себя называю
не Нижним, а Нежным Тагил...
Когда-то по здешнему краю
я много дорог исходил.
Мне здесь навсегда дорогими
пребудут поля, и леса,
и трубами заводскими
подпёртые небеса.

8 сентября – день рождения поэта Бориса Рыжего.

С 5 по 7 сентября 2025 года в Литературном квартале прошли Дни Бориса Рыжего. Музей "Литературная жизнь Урала ХХ века" организовал пешеходную экскурсию по центральным местам жизни и работы поэта под названием "Центр Бориса Рыжего". Несмотря на дождливую погоду, у редакции журнала "Урал" собрались почитатели "последнего советского поэта".
Автор экскурсии Александр Эльстон-Бирон провел по знаковым местам в жизни и творчестве культового поэта: Горный университет, Куйбышева,10, парк "Зеленая роща", последней остановкой был дом, где располагалась квартира родителей, где Борис ушёл из жизни. "Я всех любил. Без дураков" - было написано в предсмертной записке.

А родился он в 1974 году в Челябинске. Критики называли его голосом последнего советского поколения. К 26-ти годам он написал более тысячи стихотворений. Рыжего высоко ценили поэты Евгений Рейн и Евгений Евтушенко. Весной 1999 г. подборку стихов Бориса напечатали в журнале "Знамя". За неё поэту вручили премию "Антибукер". В том же году в Санкт-Петербурге вышел первый сборник стихотворений Бориса Рыжего, который вошёл в шорт-лист литературной премии "Северная Пальмира". В июне 1999 года он поехал в Роттердам на всемирный фестиваль поэзии, стихи поэта опубликовали в голландском журнале "Пассионата". Осенью того же года Рыжий стал членом Союза российских писателей.

📚Предлагаем вашему вниманию подборку стихотворений Бориса Рыжего.

***
Никого не виню,
что порой легче тело содрать, чем пальто.
Всё гниёт на корню.
Я не ведаю, что я и кто.
Я, как жгут, растянул окончания рук,
я тянулся к звезде.
Мне везде было плохо и больно. Везде.
От себя не уйти.
Что-то колет в груди.
И качаются тени.
На стене. И закат не похож на рассвет.
Я, войдя в этот мир, оказался в чужом сновиденье.
Пробуждения нет.
***
Во всём, во всём я, право, виноват,
пусть не испачкан братской кровью,
в любой беде чужой, стоящей над
моей безумною любовью,
во всём, во всём, вини меня, вини,
я соучастник, я свидетель,
за всё, за боль, за горе, прокляни
за ночь твою, за ложь столетий,
за всё, за всё, за веру, за огонь
руби налево и направо,
за жизнь, за смерть, но одного не тронь,
а впрочем, вероятно, право,
к чему они, за детские стихи,
за слёзы, страх, дыханье ада,
бери и жги, глаза мои сухи,
мне ничего, господь, не надо.

***
Над саквояжем в черной арке
всю ночь играл саксофонист.
Бродяга на скамейке в парке
спал, постелив газетный лист.

Я тоже стану музыкантом
и буду, если не умру,
в рубашке белой с черным бантом
играть ночами на ветру.

Чтоб, улыбаясь, спал пропойца
под небом, выпитым до дна, –
спи, ни о чем не беспокойся,
есть только музыка одна.
***
Приобретут всеевропейский лоск
слова трансазиатского поэта,
я позабуду сказочный Свердловск
и школьный двор в районе Вторчермета.

Но где бы мне ни выпало остыть,
в Париже знойном, Лондоне промозглом,
мой жалкий прах советую зарыть
на безымянном кладбище свердловском.

Не в плане не лишенной красоты,
но вычурной и артистичной позы,
а потому что там мои кенты,
их профили на мраморе и розы.

На купоросных голубых снегах,
закончившие ШРМ на тройки,
они запнулись с медью в черепах
как первые солдаты перестройки.

Пусть Вторчермет гудит своей трубой.
Пластполимер пускай свистит протяжно.
И женщина, что не была со мной,
альбом откроет и закурит важно.

Она откроет голубой альбом,
где лица наши будущим согреты,
где живы мы, в альбоме голубом,
земная шваль: бандиты и поэты.
***
Померкли очи голубые,
Погасли чёрные глаза —
Стареют школьницы былые,
Беседки, парки, небеса.

Исчезли фартучки, манжеты,
А с ними весь ажурный мир.
И той скамейки в парке нету,
Где было вырезано «Б.Р.».

Я сиживал на той скамейке,
Когда уроки пропускал.
Я для одной за три копейки
Любовь и солнце покупал.

Я говорил ей небылицы:
Умрём, и всё начнётся вновь.
И вновь на свете повторится
Скамейка, счастье и любовь.

Исчезло всё, что было мило,
Что только-только началось –
Любовь и солнце – мимо, мимо
Скамейки в парке пронеслось.

Осталась глупая досада –
И тихо злит меня опять
Не то, что говорить не надо,
А то, что нечего сказать.

Былая школьница, по плану –
У нас развод, да будет так.
Прости былому хулигану –
что там? – поэзию и мрак.

Я не настолько верю в слово,
Чтобы, как в юности, тогда,
Сказать, что всё начнётся снова.
Ведь не начнётся никогда.

*** 
В России расстаются навсегда.
В России друг от друга города
столь далеки,
что вздрагиваю я, шепнув «прощай».
Рукой своей касаюсь невзначай
ее руки.
Длиною в жизнь любая из дорог.
Скажите, что такое русский Бог?
«Конечно, я
приеду». Не приеду никогда.
В России расстаются навсегда.
«Душа моя, приеду».
Через сотни лет вернусь.
Какая малость, милость, что за грусть —
мы насовсем
прощаемся. «Дай капельку сотру».
Да, не приеду. Видимо, умру
скорее, чем.
В России расстаются навсегда.
Еще один подкинь кусочек льда
в холодный стих.
…И поезда уходят под откос,
…И самолёты, долетев до звёзд,
сгорают в них.

Чтение в детстве.
Окраина стройки советской,
фабричные красные трубы.
Играли в душе моей детской
Ерёменко медные трубы.
Ерёменко медные трубы
в душе моей детской звучали.
Навеки влюбленные, в клубе
мы с Ирою К. танцевали.
Мы с Ирою К. танцевали,
целуясь то в щеки, то в губы.
А душу мою разрывали
Ерёменко медные трубы.
И был я так молод, когда — то
надменно, то нежно, то грубо,
то жалобно, то виновато…
Ерёменко медные трубы!