В нынешнем году Свердловской железной дороге исполняется 120 лет. В истоке транссибирского железнодорожного пути лежит проект генерала, тайного советника Е.В. Богдановича, в честь которого назван наш город. К сожалению, далеко не все знают о судьбе этого человека. Он был истинным сыном своего Отечества, и мы по праву можем им гордиться. В конце XIX — начале XX веков его знал не только Петербург, но и вся просвещённая Россия.
Закончив кадетский корпус в Петербурге, Евгений Васильевич был гардемарином, мичманом на кораблях Черноморского и Балтийского флотов. Как утверждает бывший редактор журнала «Урал» Валентин Лукьянин в своей книге, посвящённой 100-летию Свердловской железной дороги, «Больше века на службе России», Е.В. Богданович ушёл с флота по причине морской болезни. Дальше карьера Евгения Васильевича продолжалась на службе в должности адъютанта новороссийского генерал-губернатора Остен-Сакена. Во время Крымской войны Евгению Богдановичу поручили проконтролировать строительство моста через Днестр в районе Бендер.
Есть сведения, что на строительство этого стратегического объекта было выделено 50 тысяч рублей. Богданович же уложился в сумму 14 тысяч, к тому же выполнил задание за три недели, вместо отведённых трёх месяцев. В Севастопольской военной кампании Богданович был организатором санитарной помощи. Таким образом, в тридцать с небольшим он дослужился до полковника.
В 1864— 1865 годах в Вятской и Пермской губерниях был неурожай, повсеместно вспыхивали голодные бунты. Министр внутренних дел П.А. Валуев дал письменное предписание Е.В. Богдановичу «...немедленно отправиться в районы бедствий... Я надеюсь, что вы примете, с надлежащею предусмотрительностью, все меры к точнейшему разъяснению действительных нужд населения и изыскания средств для скорого предотвращения могущих быть от этого последствий».
Уже в марте 1866 года Богданович отчитывался перед Валуевым: «единственным надёжным средством к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург далее до Тюмени. Такая линия, будучи впоследствии проложенною через Сибирь к Китайской границе, получила бы важное международное коммерческое значение».
Через месяц Евгений Васильевич получает высочайшее разрешение и во главе небольшой экспедиции направляется в район будущей трассы. В столицу возвращается с проектом строительства железной дороги. И началась почти двадцатилетняя эпопея борьбы за этот проект.
В Министерство внутренних дел бы прислано ещё несколько проектов, экономически выгодных другим территориям. Этот спор обсуждался в российских газетах. Благодаря стараниям Богдановича, его аргументированным выступлениям в прессе и значительному личному денежному вкладу, главное дело жизни Евгения Васильевича осуществилось.
Строительство дороги Екатеринбург-Тюмень было закончено 19 декабря 1885 года, в день Святого Николая Чудотворца «Екатеринбургская неделя» сообщила: «По отзывам лиц компетентных, дорога построена образцово и обошлась дешевле всех дорог, построенных казенным способом».
Станция Оверино Екатеринбургско-Тюменской линии была названа станцией Богданович.
После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала историки и экономисты не отмечали события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги. Сам Е.В. Богданович относительно своих возможностей и своих заслуг никогда не заблуждался и вполне трезво признавал: «Победы мои бумажны... Хорошие дороги и справедливый образ правления восторжествуют на Руси лет через триста».
Известно, что жил Богданович в Петербурге, в особняке на Исаакиевской площади. Его дом был политическим салоном, где собирались дипломаты, губернаторы, литераторы.
Е.В. Богданович оставил после себя многие письменные труды. Одна из книг «Синоп, 18 ноября 1853», изданная в Петербурге в 1878 году, есть в нашем городе в краеведческом музее. Он был первым Почётным жителем города Екатеринбурга, а также Почётным жителем Тюмени, Камышлова, Харькова и других городов. Биография человека, имя которого носит наш город, ещё не написана, собранные об этом человеке сведения скудны и сухи, существуют спорные моменты. Например, «Большая энциклопедия» издательства «Просвещение» (1904) называет годом его рождения 1832. Этот же год указан на мемориальной доске на железнодорожном вокзале в Богдановиче, 1832 год подтверждает и книга о городе Богдановиче. А вот его жена 26 февраля 1912 года пишет в своём дневнике: «Моему Евгению Васильевичу сегодня 83 года…» На дату 1829 года также указывает словарь Брокгауза и Ефрона.
И последнее: Евгений Васильевич умер 1 сентября 1914 года, в самом начале Первой мировой войны, похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
Газета «Народное слово», 8 сентября 2005г.