В холле музея, на самом видном месте, висит портрет Степана Щипачёва. Только что вышедший в отставку преподаватель истории военного училища Степан Петрович Щипачёв получает предписание явиться в мастерскую художника В. Костяницына в такой-то день, в такой-то час.
Военный человек, приученный к дисциплине, отправясь в назначенное время, впервые оказывается в мастерской художника. Богемный образ жизни хозяина мастерской привёл в замешательство бывшего военного: художник едва стоял на ногах, но предложил Щипачёву стул, взял карандаш, бумагу и, рассматривая его, делал быстрые зарисовки. Сеанс продолжался не более пяти минут. Договорились о встрече на завтра.
На другой день всё повторилось один к одному. Степан Щипачёв не мог скрыть своих чувств, и на портрете у нашего поэта испытующий прищур глаз, в линии губ некая брезгливость, и только книга смягчила образ молодого человека в полувоенной кожаной куртке. На втором сеансе художник снова сделал несколько набросков и заявил, что ему достаточно. Степан Петрович с облегчением вздохнул и постарался поскорее ретироваться из непривычной обстановки.
Шёл 1933 год. Советские писатели готовились к своему I съезду. Тогда и вышло специальное постановление о создании портретной галереи всех членов Союза писателей. И лучшие московские художники это выполнили. В дни работы съезда портреты экспонировались в Манеже. Впоследствии портреты самых известных литераторов были приобретены государством, а некоторые, я думаю, купили сами писатели.
Степан Петрович о портрете никогда не вспоминал, тем более что купить он в те годы его бы не смог.
В 70-е годы наследники художника принесли этот портрет в магазин, на комиссию. К тому времени Степан Щипачёв был очень известным поэтом, и кто-то из членов комиссии позвонил Ливию Степановичу — старшему сыну поэта, московскому художнику. Ливий Степанович купил этот портрет за 300 рублей, отреставрировал нижнюю часть холста, попорченную временем, и преподнёс отцу надень рождения. А Степан Петрович рассказал о том, как позировал в мастерской Костяницыну.
Выполненный в традициях хорошей русской реалистической школы портрет поэта украшает теперь наш музей. Внизу, в правом углу, автограф художника и дата: 1933 г. 9 VI. В том году Степан Петрович впервые позировал для портрета. Потом над его портретами работали и Яр-Кравченко, и Николай Калита, и Ливий Щипачёв, и другие художники.
Образ поэта писали и в Чехословакии.
А мастер сатирического жанра Иосиф Игин сделал несколько шаржей на Щипачёва — в 60-70-е годы шаржи были очень популярны и востребованы.