К 85 –летию со дня рождения Беллы Ахмадулиной
10 апреля 2022 года исполнилось 85 лет со дня рождения поэтессы Беллы Ахмадулиной.
Она родилась в Москве. Её отец Ахат Валеевич Ахмадулин, был заместителем председателя Государственного таможенного комитета СССР. Мать, Надежда Макаровна Лазорева, майор КГБ, работала переводчицей.
Её воспитательницей была бабушка Надежда Митрофановна Барамова, которая читала своей маленькой внучке стихи русских поэтов, и первым был, конечно, Александр Сергеевич Пушкин.
Стихи писала со школьных лет, в старших классах занималась в студии, руководимой поэтом Евгением Винокуровым. Первые стихи в журнале «Октябрь» опубликовал Степан Щипачёв. Наш поэт в 1955 году вместе с Евгением Винокуровым вели отдел поэзии в самом знаменитом журнале того времени.
Евгений Винокуров, вспоминая те годы, писал: «Мы тогда впервые напечатали Леонида Мартынова, восемнадцатилетнюю Беллу Ахмадулину, Давида Самойлова… (а далее он пишет о публикации стихов Бориса Слуцкого, Николая Заболоцкого, Ярослава Смелякова, Межирова, Евтушенко). С нашего журнала началась так называемая «новая волна» в поэзии».
Борис Мессерер, работая над поэтическим наследием своей жены в книге «Просверки Беллы» опубликовал листы поэтессы с воспоминаниями о тех событиях: «…Я думаю, что, кроме доброты Степана Петровича Щипачёва, ещё почему такая вдруг какая-то ласка меня окружала. Всё-таки среди этого времени, не успевшего очнуться от полного мрака, от страха, от множества каких-то человеческих горестей, обид, вот существо неопределенного звания, неопределенных занятий ещё какие-то стишки пишет. И стишки, я знаю, что были ужасные, то есть очень ничтожные, но тем не менее Щипачёв выбрал какие-то стихи, которые, я не знаю, только разве что его добродушию могли понравиться, но он их восхвалил. Он и, по-моему, их общие усилия, его и Винокурова. Вот они и показали эти стихи Сельвинскому.
Винокуров был очень добрый человек. Очень добрый и Степан Петрович Щипачёв. Потом-то мы дружили. И вдруг – звонок, когда мать взяла трубку:
– Тебе звонит Щипачёв.
Для неё это было очень много, она знала, что такой поэт есть. Он был очень знаменитый… Я робко взяла трубку. Он сказал мне какие-то добрые слова. Стихи были вообще ничтожные. Это было перед институтом (литературным), видимо, потому что после этого и началось. Мне было очень трудно говорить со Щипачёвым. Говорю:
– Степан Петрович, спасибо.
– Вот, знаете, мне ваши стихи показались прекрасными.
Ну почему они могли показаться прекрасными? Потому что тут время такое как раз наступило-то… Оно недолго продолжалось, и недолго меня лелеяли. И Степан Петрович что-то ещё мне говорил…
Степана Петровича всегда вспоминаю с любовью».
По всей вероятности, эти строки писались в то время, когда готовилась к выходу книга «Воспоминания о Степане Щипачёве», вышедшая в 1989 году.
Автор статьи Антонина Михайловна Хлыстикова, создатель Литературного музея Степана Щипачёва