Новости

ЛИВИЙ ЩИПАЧЁВ

(1926-2001)

21 января 2021 года - 20 лет со дня смерти Ливия Степановича Щипачёва.

4 августа 2021 года исполняется 95 лет со дня рождения Л.С. Щипачёва

В мае 2018г. впервые в Богдановиче были представлены все живописные полотна московского художника Ливия Щипачёва из собрания Литературного музея. Четыре работы получены в дар от Валентины Николаевны Щипачёвой и её внучки Елены Козловой. Четыре работы от семьи Ливия Степановича и его дочери Марии. Ностальгическое полотно «Орфей из Щипачей» Ливий Степанович послал в музей в 1999, в год 100-летия своего отца, поэта Степана Щипачёва. Две работы художника «Последняя переправа» и «Тридцать сребреников» поступили в музей в 2018 году.

Я видела Ливия Степановича всего один раз, это произошла в его мастерской 1 сентября 1990 года. Нас, гостей с Урала, привела туда Валентина Николаевна Щипачёва, вдова поэта. С моей младшей дочерью Ксенией мы стали свидетелями их сердечной встречи.

- Как ты похож на отца! -  у Валентины Николаевны выступили слёзы на глазах. Она прижалась к нему, а Ливий Степанович бережно её обнял. Я смотрела на них, и перед моими глазами вдруг предстал Степан Щипачёв.                                                                   

Так случилось, что я никогда не видела поэта в жизни. Но с первых страниц повести «Берёзовый сок», с поэтических строк, прочитанных впервые с особым волнением на его родине в Щипачах, я с глубоким пристрастием вглядывалась во все мне доступные тогда фотографии поэта. И здесь, в мастерской художника, я увидела Степана Щипачёва в его сыне. Ливию Степановичу тогда уже исполнилось 64 года.

Те, кто встречался с поэтом и его сыном, художником, замечали, чем старше становился Ливий, тем больше проявлялась его схожесть с отцом, и не только внешняя, но и внутренняя. Высокий, седой, внимательный, доброжелательный.

У нас, гостей, не было неловкости, которая обычно сковывает в обществе именитых незнакомых людей.

Ливий Степанович готовился к выставке. Валентина Николаевна попросила показать работы. Он как будто ждал. Стал доставать свои холсты несуетливо, аккуратно переставляя их. Во всех движениях и жестах – культура, достоинство, благородство.

Говорил о своей любимой Тамани, которая вдохновила его на многие полотна. Увиденное тогда в мастерской Ливия Степановича долго будоражило память: я и сейчас вижу его элегические картины, исполненные любованием и благодарностью великому благу - жить на земле.

Ливий Степанович Щипачёв, член Союза художников СССР, после художественной школы для особо одарённых детей окончил институт имени Сурикова по классу живописи. В 1953 году репродукция с дипломной работы «Сын» была растиражирована открыткой (35 тысяч экземпляров).

С 1956 года его работы регулярно выставлялись на различных выставках в России и за рубежом, репродукции с них печатались в журналах (многие работы можно было увидеть в журнале «Огонёк»).

Традиционность живописносной манеры, плотность мазка, тщательность изображения не исчерпывают содержания его картин, в которых он стремился к образному, а порой и планетарному звучанию. Полотна Ливия Степановича глубоко лиричны. Это, может быть, передалось от отца. При внешней простоте и непосредственности они содержат глубокий психологический и философский подтекст.

Большое место в творчестве художника занимает портрет. С какой любовью и проникновенностью написан портрет отца! В нём чувствуется живое движение мысли, то высокое напряжение, когда рождается Поэзия!

На протяжении многих лет Ливий Щипачёв обращался к образу Михаила Лермонтова. Композиции «Лермонтов на Кавказе», «Тамань», портреты поэта находятся в настоящее время в музеях Пятигорска, Тарханов, Тамани.

Тема космоса, мироздания тоже волновала художника. В филиале Томского областного художественного музея хранится полотно Ливия Щипачёва «Вас ждут миры», написанная в 1968 году.  Его работы находятся в коллекциях разных музеев и галерей России и за рубежом, а у наших соседей, в Тюмени, хранится картина «Жена приехала».

В последние годы жизни художника всё больше увлекала библейская тема, в его произведениях чувствуется стремление выразить вечные философские вопросы бытия, творчества, личности художника, Творца. Его диптих «Христос» и «Тридцать сребреников» построены на контрастах света и тени, солнца и тьмы.

Наступают времена и наследие художника Ливия Щипачёва обретает новую актуальность. Виртуальная выставка «Миры Ливия Щипачева» в конце 2020 г. прошла в Подмосковье.

Ливий Степанович был интересным собеседником с разнообразными увлечениями: интересовался античной нумизматикой, археологией, писал новеллы.

В 1939 году в возрасте 13 лет он был утверждён киностудией «Союздетфильм» на главную роль в фильме «Тимур и его команда» (режиссёр – Александр Разумный). Показ легендарного фильма начался 31 декабря 1940 года.                                                                  

В годы Великой Отечественной войны работал на съёмках фильма «Клятва Тимура» (режиссер Лев Кулешов).  Несмотря на громкую славу исполнителя роли Тимура, в дальнейшем Ливий актёрской деятельностью не занимался.

Антонина Хлыстикова.

 

 

22 января исполняется 95 лет со дня рождения известного брянского краеведа, литературоведа, член Союза журналистов и члена Союза писателей РФ, поэта Владимира Петровича Парыгина.

Он родился в Свердловске. А детство и юность его прошли в деревне Верхняя Полдневая в нашем районе.

На поколение его ровесников пришлась Великая Отечественная война. В 1943 году, семнадцатилетний Владимир Парыгин был направлен в школу младших авиаспециалистов при Челябинском военно-техническом училище. Назначение получил в 362-й Рижский авиаполк. Воевал, войну закончил под Берлином. Молодому офицеру было всего 19 лет! Награждён медалями «За взятие Кенигсберга» и «За взятие Берлина».

Демобилизовался из рядов армии и в 1971 году переехал в Брянск. Здесь был избран председателем Брянского областного литературного объединения, работал с начинающими авторами более десяти лет.

В 80 - е гг. Владимир Петрович руководил советом по пропаганде художественной литературы областного общества "Знание", работал сотрудником краеведческого музея, где занимался подготовкой экспозиций литературного музея.

Часто приезжал в Богданович. Его стихи печатались в районной газете.

Летом 1994 года Владимир Петрович побывал в нашем музее. А потом из Брянска прислал свои краеведческие изыскания о литературной брянщине и книгу стихов «Храм зеленокрылый» . Так мог назвать свою книгу истинный поэт и человек особой нравственной чистоты.

 В Богдановиче жила его первая любовь.

Отшумели, отзвенели тополи
Над короткой юностью моей…
По каким дорогам ноги топали
Вдалеке от милых тополей?
 

 Умер Владимир Петрович Парыгин в день своего 72-летия - 22 января 1998 г., отправился на творческую встречу с молодежью, выступил, спустился в зал, сел в кресло и скончался.

В Краеведческом музее нашего города хранится печатная рукопись стихов Владимира Парыгина с дарственной надписью Никитиной Клавдии Михайловны (1990 год), которую она передала музею в 1993-м году.

Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея.

 

Рождество в Доме поэта отметили самые близкие друзья музея. Богдановичские поэты прочитали посвящения нашему земляку на кануне дня его рождения. Завтра, 7 января, исполняется 122 года со дня рождения Степана Щипачёва.
Директор музея Ксения Крутакова подвела итоги ушедшего года, рассказав о главных проектах и победах музея в этом году.
Из Екатеринбурга к нам приехали гости - председатель благотворительного фонда «Бажов» Сергей Владимирович Полыганов и научный сотрудник Института философии и права уральского отделения Российской академии наук Анна Давидовна Трахтенберг, которые презентовали книгу "Всё для фронта! Всё для Победы!". В новое издании вошло стихотворение Степана Щипачёва "Свет Победы". В завершение вечера состоялось возложение цветов к памятнику нашего поэта-земляка.

В Литературном музее состоялось подведение итогов конкурса рисунков к военной поэзии Степана Щипачёва. В конкурсе приняло участие более 50 ребят из образовательных учреждений Богдановича, Камышлова и Каменска-Уральского, а также Детской школы искусств ГО Богданович. Юные художники не только прочитали стихи о войне нашего-поэта земляка, но и выбрали понравившееся для создания иллюстраций. Они пережили и прочувствовали эти строки, опалённые войной.
Работы всех, кто стал победителем, войдут в новый сборник стихотворений Степана Щипачёва, посвящённых Великой Отечественной войне. Книга запланирована к изданию в 2021 году.

Такую книгу наш гость, профессор УрФУ Леонид Петрович Быков, подарил всем участникам встречи, которая состоялась в прошедшую субботу. Тираж издания всего 50 экземпляров. В ней собраны поэтические посвящения Степану Щипачёву, строки воспоминаний о нём современников, а большая часть книги – эпиграммы и пародии. Книга собиралась несколько лет. Со Степаном Щипачёвым будущий литературный критик встретился ещё в ранней юности, в сухоложской школе № 2, когда поэт приезжал на Урал. Лёня Быков читал прославленному поэту свои стихи.
В книгу вошли поэтические посвящения Степану Щипачёву Ксении Некрасовой, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Евгения Степанова и богдановичского поэта Михаила Дёмина. На сайте музея опубликованы и другие поэтические посвящения Степану Щипачёву, которые в своё время могут дополнить собрание профессора. Леонид Быков страницы своей книги отдал самым известным авторам. К книге 36 пародий и эпиграмм! Большинство из них, к сожалению, мы даже и не знали. Пародии Александра Раскина, Сергея Васильева, Зиновия Гердта, Александра Иванова, Юрия Левитанского… На обложке книги шарж Иосифа Игина. Этот художник ещё в двух шаржах увековечил Степана Щипачёва.
И теперь новое издание посланий нашему поэту-земляку можно будет дополнить поэтическими посвящениями уральских авторов, римейками, портретами и шаржами.
Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея.

 

Поэт – участник Великой Отечественной войны. Ушёл добровольцем на фронт в 17 лет, из десятого класса. Воевал в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на II и III Украинских фронтах.
Творческая судьба его сложилась весьма удачно. Одновременно с выходом первой книги, в журнале «Новый мир» появляется стихотворение «Мальчишки», получившее широкую известность. Читатели старшего поколения помнят, как переписывали по школьным и студенческим тетрадям популярные тогда строки:
Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора,
И на него с опаской, но влюбленно
Окрестная смотрела детвора…
В 1956 году Константин Ваншенкин написал стихотворение «Я люблю тебя, жизнь». Песни на стихи поэта пела вся страна: «Алёша», «Тополя», «За окошком свету мало», «Вы служите, мы вас подождём», «Вальс расставанья» и многие, многие другие. Поэт ушёл от нас 15 декабря в 2012 году. Константин Ваншенкин оставил добрые воспоминания о видных поэтах и писателях своего времени: Михаиле Исаковском, Александре Твардовском, Константине Симонове, Борисе Полевом, Леониде Мартынове, Ярославе Смелякове, Степане Щипачёве, Александре Яшине, Марке Бернесе, Яне Френкеле и многих других. Встречи и общение с ними оставили яркий след в его судьбе. Но особое место в этих очерковых творениях поэтом отдано жене, сокурснице по Литературному институту имени Горького, поэтессе Инне Гофф, боль утраты которой в 1991 году он остро выразит в поэтической книге «Ночное чтение». Они прожили вместе сорок лет.


Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея.

 

Творческий коллектив Литературного музея Степана Щипачёва - Лауреат Национальной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина.
Учредители премии — Союз писателей России, Литфонд России, редакция журнала "Новые книги России", Фонд святителя Иоанна Златоуста, издательство "Ихтиос".
Премия присуждается деятелям культуры и науки, внёсшим неоценимый вклад в возрождение русской культуры. Слово «имперская» в названии подразумевает всё многообразие российской культуры.
20 НОМИНАЦИЙ: «Поэзия», «Проза», «Драматургия», «Публицистика», «Политическая публицистика», «Литературоведение», «Детская книга» «Изобразительное искусство» и др.
Лауреатами премии в разные годы стали известные поэты, писатели, деятели культуры: Ольга Фокина, Владимир Костров, Сергей Викулов, Валентин Распутин, Виктор Потанин, Татьяна Доронина, Василий Лановой, Никита Михалков, Николай Губенко.
В этом году к премии представили Владимира Сутырина из Екатеринбурга за книгу «О том, что остается за кадром».
Награждались премией музеи: Литературно-мемориальный музей Фёдора Абрамова ( Веркола, Пинежский район, Архангельская обл. ), Музей им. П.П. Ершова (Ишим).
10 декабря 2020 года Комиссия подвела итоги предложений на соискание премии от 97 издательств и творческих организаций, представлявших 296 книг 2019-2020 гг. по результатам работы объявила имена лауреатов 2020 года.
Творческий коллектив Литературного музея Степана Щипачёва в Богдановиче стал лауреатом премии в номинации: «Территория слова» за вклад в развитие национального самосознания. Премию получило издание автобиографической повести Степана Щипачёва «Берёзовый сок».

Три года сотрудники музея вынашивали идею издания автобиографической повести нашего поэта-земляка Степана Щипачёва «Берёзовый сок». В 2004 эту книгу мы издали с рисунками известного уральского художника Валентина Васильева (1923-1986), книжная графика которого хранится в фондах музея.
Новое издание повести «Берёзовый сок» мы мечтали увидеть с рисунками детей.
В ДШИ Богдановича обучаются и воспитываются будущие таланты. В новое издание книги о детстве поэта «Берёзовый сок» включили 27 работ учащихся художественного отделения ДШИ. На обложке книги живописная работа Семёна Шабалина, который в настоящее время учится в художественном училище им. И. Д. Шадра и недавно удостоен Премии Губернатора, стал губернаторским стипендиатом.
Издание книги в твёрдом переплёте, в цвете требовало немалых средств.
300 тысяч рублей стоило это издание для городского бюджета. Выпущено 1000 экземпляров.
Глава ГО Богданович Павел Мартьянов объявил 2019-й - Годом Степана Щипачёва. Благодаря Павлу Александровичу это издание стало возможным.
Сигнальный экземпляр спонсировал директор АО "СИБАГРО" "Свинокомплекс "Уральский" В.И. Стогний.
Повесть о детстве замечательно поэта советской эпохи С.П. Щипачёва, прочитанная и проиллюстрированная современными детьми - явление высокого смысла, укрепляющее нравственные устои и сохраняющее память поколений.
Мы сделали это! Высокая награда – результат нашей работы!
Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея.