Новости

В марте 1921 года Степан Щипачёв окончил кавалерийские курсы в Оренбурге. На выпускном вечере он прочитал своё стихотворени, посвящённое четвёртой годовщине Октябрьской революции. На то праздничное мероприятие приехал и Луначарский. Многие выпускники получили назначения в Туркестан: там уже начиналась борьба с басмачами. Туда просился и Щипачёв. Но комиссар кавалерийских курсов Григорьев настоял на том, чтобы новоиспечённый красный командир Степан Щипачёв отправился учиться в Москву, в Военно-педагогическую школу. Туда требовалось послать одного выпускника. Из 100 выпускников выбрали нашего земляка! В Москве Степан Щипачёв жадно впитывал всё, что видел и слышал. Будущий преподаватель всё свободное время посвящал поэзии, не пропускал выступления самых знаменитых поэтов того времени. В феврале 1922 года Щипачёв получил назначение в севастопольскую артиллерийскую школу, которая располагалась на Корабельной стороне во флотских казармах, а через какое-то время - новое назначение в город Симферополь, в кавалерйскую школу. Здесь он прослужил до осени 1925 года.Преподавал обществоведение и историю, служба занимала много времени, а ещё больше времени уходило на подготовку к урокам. Здесь в Симферополе, в 1923 году, вышла его самая первая книга стихов. Наш земляк стал организатором в Крыму объединения молодых поэтов. На всё хватало времени: на преподавание, на организацию вечеров, на упорные поиски своего поэтического почерка.

Но огромное желание вернуться в Москву сбылось только в самом начале 1926 года . Преподавал в артиллерийской школе, начал печататься в столичных журналах: "Октябрь", "Молодая гвардия". "Красная новь". В 1929 стал заместителем редактора журнала "Красноармеец", активное участие принимал в создании(1930) литературного объединения Красной Армии и Флота. В 1931 году поступил в Институт красной профессуры, на литературное отделение и проучился три года. В первые за много лет (с 1917) сменил военную форму на гражданскую.
Но всегда оставался учителем для молодых, примером дисциплинированности и высочайшей порядочности.

Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея

 

К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина

В 1921 году наш земляк Степан Щипачёв учился в Москве в Высшей военно-педагогической школе. Учёба занимала много времени, но Москва с её бурной поэтической жизнью захватила поэта. Степан Щипачёв не пропускал литературные встречи в Политехническом музее, в клубе "Стойло Пегаса" и в Доме печати. Вспоминая об этом времени, Степан Щипачёв писал:
 

"Посчастливилось мне встретиться и с Есениным. Вышла отдельной книгой его драматическая поэма «Пугачёв». Мне не терпелось её приобрести. С прилавков книжных магазинов она уже исчезла, и я решил зайти в клуб имажинистов «Стойло Пегаса». Девушка, у которой я спросил, есть ли поэма, обратилась через дверь: «Сергей Александрович, вот тут товарищ красноармеец спрашивает вашу книгу». Вышел Есенин. От столь неожиданной встречи с ним я немножко растерялся. А Есенин подошёл ко мне и запросто поздоровался за руку. Я объяснил, зачем пришёл. Разговорились об имажинизме, модном и шумном в ту пору направлении в поэзии, возводившем образ к понятию самоцели. Почувствовав в моих вопросах пытливость и взволнованный интерес к поэзии, Есенин оживился. Я не помню в точности, что он говорил, но смысл его слов сводился примерно к следующему: имажинизма нет, есть – я. Другие? Других нет! Тогда мне показалось, что он бахвалится передо мной. Но время всё поставило на место. Имажинизм забыт, забыты и поэты, ходившие тогда в имажинистах, а Есенина знают и любят.

     Другой раз я видел его на вечере поэтов «Кузницы» (так называлась тогда одна из литературных организаций). Шло обсуждение чьих-то стихотворений. Он стоял в стороне, недалеко от входной двери, и разговаривал с поэтом Василием Казиным. Был он в цилиндре, лакированных штиблетах, с тростью. Словом, выглядел таким, каким изображал себя и в стихах. И странно, мне не показалось это чем-то особенным, не вяжущимся с тем строгим голодным временем, ещё отдающим порохом гражданской войны. Попробовал бы так нарядиться кто-нибудь другой, не Есенин, - засмеяли бы".

 Степан Щипачёв. "Собрание сочинений" в трёх томах, том первый, с. 105, Москва, "Художественная литература", 1977 год.

 

Уже 23 года в нашем музее существует литературно-художественное объединение «Серебряная Елань», которое все эти годы возглавляет Александр Геральдович Колосов. Под его руководством в свет вышли три альманаха богдановичских поэтов и писателей.

4 октября Александр Колосов отметит своё 65-летие. Накануне его юбилея в Литературном музее Степана Щипачёва состоится творческий вечер "Подводя итоги", где автор прочтёт новые прозаические произведения и уже известные стихотворения! Ждем Вас в субботу, 3 октября, в 14 часов!

Колосов Александр Геральдович – корреспондент, поэт и писатель. Родился в Богдановиче в 1955 году. Воспитывался в детсаду «Октябрь», учился в средней школе, которая сегодня носит номер три, а в те времена была пятой.

После окончания школы в 1973-м году был направлен в ряды Советской армии, откуда был демобилизован два года спустя. И прямиком угодил в корреспонденты районной газеты «Знамя коммуны». В процессе работы посетил фарфоровый завод, который привёл его в приятное изумление. Из корреспондентов он и ушёл на БФЗ.

За 20 лет работы на этом предприятии он дослужился до звания бригадира лучшей бригады завода, победителя соцсоревнования и доверенного лица двух десятков коллег на конференции по созданию ЗАО «БФЗ» и выборам его первого генерального директора. В промежутках ударного труда на производстве и общественной деятельности поступил на заочное отделение истфака УрГУ, откуда был отчислен за нежелание работать по специальности.

В 1996-м году был уволен по сокращению штатов на заводе, полгода просидел без работы и пособия по безработице. Выжить помогли гонорары за цикл повестей «Остров Луга» общей суммой в один миллион рублей. В мае поступил корреспондентом районной газеты «Народное слово», где курировал жилищно-коммунальное хозяйство, аграрно-промышленный комплекс и промышленность. Откуда уволился четыре года назад по уходу на пенсию.

Получив в подарок книгу «История Геродота» научного издания, начал рифмовать свои размышления, чтобы запомнить их. В результате получился цикл «Сколотские мотивы». Специфика работы на заводе позволила Александру Геральдовичу написать повесть «Вечный путь в Рябиновой ночи» без отрыва от производственного процесса. Повесть была опубликована в Москве в журнале «ПиФ».

В журнале «Урал» вышла статья «Этот лукавый старец Гомер», в которой была раскрыта главная причина Троянской войны – любовь и ревность Прекрасной Елены и басилевса Итаки Одиссея Лаэртида, и её трагизм. В журнале «Уральский следопыт» опубликована повесть «Злые сумерки невозможного мира», написанная в жанре «мистического реализма».

В Литературный музей Степана Щипачёва Александра Колосова привела его супруга Наталья Трифоновна, она же настояла на поступление в редакцию «Народного слова». С её подачи на свет появились цикл «Остров Луга» и стихотворение «Дискриминация меня». В 1997 году при музее было создано литературно-художественное объединение «Серебряная Елань», которое выпустило три номера одноимённого альманаха, в редактировании которого Александр Геральдович принял активное участие.

Пять лет назад свет увидела книга публицистики Александра Колосова «Взгляд сбоку», а в прошлом году в журнале «Веси» были опубликованы его путевые заметки «Старатели», критическая статья «Дожили до понедельника» и рассказ «Дурацкая история».

Стихи виновника нашей встречи были напечатаны в газете «Народное слово», в альманахах «Серебряная Елань» и «Пушкинский марафон», в сборнике «Здравствуй, газ», изданном «Газэксом». На поэтическом конкурсе «Тень поэзии» в Каменске-Уральском, где в роли жюри выступали поэты, Александр Геральдович был признан лучшим.

 

Сын Степана Щипачёва родился в 1926 году. Отец дал ему необычное по тем временам имя! Преподаватель, увлечённый трудами историка Тита Ливия, называет своего первенца Ливий.
К сожалению, союз с Зинаидой Курдюмовой, матерью сына, оказался сложным. Они расстались . И сын, и отец тяжело переживали этот разрыв. Ливий часто жил у тёти Марии, сестры Зинаиды, или в новой семье своего отца.
Очень рано у мальчика проявилась страсть к рисованию и он учился в школе для особо одарённых детей. Перед Великой Отечественной войной Ливий сыграл главную роль в культовом фильме того времени "Тимур и его команда" (режиссёр А. Разумный). В годы войны снялся в фильме "Клятва Тимура" (режиссёр Кулиджанов),но этот фильм не имел такого успеха.
22 июня 1941 года знаменитый на всю страну Ливий Щипачёв и его отец, поэт- орденоносец, Степан Щипачёв встретили в Доме творчества писателей, в Старой Рузе.
После войны Ливий Щипачёв окончил институт имени Сурикова. Отец стал любимым поэтом советской молодёжи.
"Многие писатели и поэты не вернулись с фронта, - вспоминал сын поэта. Отца же пощадила война... При встречах с ним, особенно в последние годы, я чувствовал к отцу необыкновенную близость, и не только родственную, но и духовную. Бывая в моей мастерской, он с интересом смотрел мои работы. Он хотел видеть в них правду, искренность, и конечно, же поэзию... Я вспоминаю его с взволнованными, сияющими не по возрасту молодыми глазами... Знакомясь иногда с молодыми поэтами, я видел, как теплели их глаза только потому, что они видели перед собой сына Степана Щипачёва."
Беседуя с отцом при встречах в Переделкино об истории, живописи, литературе, космосе, Ливий уходил от отца обновлённым, полный новых планов, верой в себя и жаждой творчества.
По воспоминаниям современников отец и сын были очень близки по душевному настрою, чистоте помыслов. В зрелые годы Ливий Щипачёв очень напоминал отца не только по складу души, но походил на него внешне: высокий,стройный, несуетливый. Отец и сын оставили людям стихи и картины, исполненные глубокого лиризма, элегичности и преклонения перед красотой мироздания.

Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея.

63 года назад произошла первая в СССР радиационная чрезвычайная ситуация техногенного характера, 29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк», расположенном в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск).
В нашем городе есть люди, которые пострадали от этой катастрофы. Все они состоят в областной общественной организации «Союз «Маяк». Ежегодно в этот день члены организации собираются вместе, чтоб вспомнить о тех страшных событиях. Сегодня они почтили память погибших при ликвидации аварии в парке «Аллея Славы», где недавно был установлен новый мемориальный комплекс. Неофициальная часть встречи состоялась в Литературном музее Степана Щипачёва, где за кружкой чая «маяковцы» посмотрели документальный фильм «Маяк 2013. Стратегия жизни» и поделились воспоминаниями из своего детства, когда им в спешке приходилось покидать свои дома. Об этом Мария Кононова - председатель филиала областной общественной организации "Союз "Маяк" прочитала стихотворение собственного сочинения.
В завершении встречи гости, которые ещё не были в музее, познакомились с экспозицией и творчеством Степана Щипачёва.

  1. Назовите ваших любимых художников

 ЛЧ: Живописи я обучалась сама по художественным альбомам. На моё творчество повлияли такие художники как Иван Шишкин и Иван Айвазовский.

2. Кто из художников Богдановича вам наиболее близок?

ЛЧ: Ефим Родионович Ковалёв - мой учитель, старейший педагог и талантливый художник. Именно он рассмотрел во мне задатки к рисованию. Художница Татьяна Глухих, с которой нас очень многое объединяет, и мне нравится её творчество.

3.Помните вашу первую работу?

ЛЧ: Когда моя мама болела, я нарисовала речку в деревне Алёшино, чтобы её порадовать, тогда она уже не вставала с постели. Мама не поверила, что это я нарисовала, и тогда я при ней нарисовала другую работу, которая называется «На руках у матери». До самой смерти мамы, картина висела в её комнате. Сейчас она хранится в музейном центре народного творчества «Гамаюн»

4. Ваше эмоциональное состояние во время работы?

ЛЧ: Когда я пишу картины, я забываю обо всём – о проблемах, делах, я переношусь в то место, которое появляется на холсте. Творчество для меня - это отдушина, оно даёт мне силы жить!

5. Как близкие относятся к вашему творчеству?

ЛЧ: Мои домочадцы меня поддерживают. Когда был жив муж, он помогал мне натягивать холсты, сейчас сын помогает. Родные понимают, как это для меня важно и не тревожат, когда я пишу картины.

6. Когда Вы ощутили себя художником?

ЛЧ: Ещё в детстве я очень любила рисовать, но карандаши были в большом дефиците. Помню, что бабушка купила мне их и небольшую тетрадь, это и был мой первый художественный альбом. Когда я выросла, времени зачастую не хватало, а вот на пенсии вернулась к любимому делу, и вот уже за 15 лет создала более 200 работ.

7. Вы каждый день пишете?

ЛЧ: Каждый день не получается рисовать. Тем более летом – большой огород требует много времени, а вот зимой чаще достаю холсты и краски, поэтому у меня много зимних пейзажей.

8. Существует ли у Вас проблема «творческого кризиса»?

ЛЧ: Нет, я всегда нахожу темы для своих картин, для меня это больше, чем хобби. При помощи творчества я отдыхаю, можно сказать, реласкирую.

9. Куда бы вы отправились в путешествие?

ЛЧ: Самое любимое место – это моя Родина, только здесь я чувствую себя комфортно.

10. Если бы сейчас появилась возможность начать жизнь сначала, вы бы что-то изменили?

ЛЧ: Конечно, же нет! Я благодарна Богу за всё, что было в моей жизни – за испытания, за счастье, за желание рисовать, за детей, за друзей.

 

 

В сентябре 2020 года Свердловская область примет участие в масштабном исследовании чтения жителей России, организованном Российским книжным союзом.

Исследование пройдет в Свердловской области в онлайн-формате в период с 10 по 24 сентября 2020 года в преддверии областной акции тотального чтения «День чтения».

👉🏻ссылка на опрос 

Участникам исследования предстоит ответить на вопросы, посвященные их собственной читательской активности, выбрать ключевые мотивы, побуждающие человека к чтению, а также основные препятствия, мешающие человеку читать больше.

Принять участие в исследовании может любой желающий старше 18 лет.
Результаты исследования позволят выявить уровень читательской компетентности жителей Свердловской области, определить эффективность различных форм и методов в области поддержки чтения, а также определить основные факторы, препятствующие формированию и развитию потребности регулярного чтения.

Данное исследование проводится в рамках долгосрочного сотрудничества Правительства Свердловской области и Российского книжного союза в области поддержки и развития чтения в регионе.