Новости

 
"Важнейшим из искусств для нас является кино"
                                                                                   В.И. Ленин
 
    На огромных плакатах, над экранами во всех кинотеатрах, люди советской эпохи читали эти слова.
    Восемьдесят лет назад, когда заканчивался последний предвоенный год, на экраны страны вышел фильм «Тимур и его команда». Тот самый фильм, в котором роль Тимура сыграл старший сын Степана Щипачёва.
    5 сентября 1940 года газета «Пионерская правда» опубликовала первый отрывок из новой повести Аркадия Гайдара про Тимура. А сценарий по этой повести уже год был в работе режиссёра Александра Разумного. Съёмки фильма проходили в летние месяцы 1939 и 1940 годов. Некоторые эпизоды картины были сняты в подмосковном Нахабино. Съёмочная группа в основном работала на окраине Куйбышева, в курортном местечке, расположенном на берегу Волги и носившем тогда имя выдающегося советского военачальника и государственного деятеля Михаила Фрунзе.
     Съёмки фильма уже шли, а актёра на роль Тимура ещё не было!
     В 1990 году, 1 сентября, Валентина Николаевна Щипачёва, у которой мы гостили в Москве, привела нас, своих гостей с Урала, меня и мою младшую дочь Ксюшу в мастерскую художника Ливия Степановича Щипачёва. Художник нас ждал: на столе стояла огромная ваза больших медовых груш. Вдова поэта при встрече припала к груди Ливия и выдохнула со слезами: «Ливушка! Как ты похож на Степана Петровича из того времени, когда я увидела его впервые!»
      Сыну художника в то время было уже 64 года. Степану Петровичу в год знакомства с Валентиной Николаевной исполнилось 69 лет. Ливий Степанович готовился к выставке. По просьбе Валентины Николаевны стал показывать нам свои работы. Мастерская довольно большая, полотна объёмные, он аккуратно и неторопливо доставал их, разворачивая к свету. Его работы раньше я видела только на художественных вставках журнала «Огонёк». Я спросила у Ливия Степановича о той работе, фотографию с которой он присылал в наш краеведческий музей, предлагая картину в дар родине отца. Ливий как-то неохотно ответил, что её приобрело Министерство культуры и, наверно, она подарена одной из соцстран. Мне не терпелось спросить у Ливия Степановича о его участии в съёмках фильма «Тимур  и  его команда ".                                                                                                                                                 
     В 1939 году его отец, поэт Степан Щипачёв, был представлен к высокой награде ордену Красной Звезды. Может быть, знаменитый отец был причиной по которой выбрали на эту роль Ливия?
- Нет, совсем не поэтому. Моя фотокарточка хранилась в картотеке Мосфильма: я снимался в каком-то эпизоде научно-популярного кино для детей. Режиссёр, перебирая фотокарточки, увидел мою. Он, наверно, уже устал выбирать главного героя. Я был на пробах 72-ой.  Ливий Степанович, как и его отец, отличались природной скромностью и удивительной деликатностью.
    Друзья нашего музея, посмотрите фильм «Тимур и его команда»! Это настоящая классика советского кино: в ненавязчивой форме учившая детей, как жить, что делать в дни великих испытаний.
 
                                                                               Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея.
 

 
                                           Но если под стихами дата
                                           стихов не старит – жив поэт.
                                                                                       Степан Щипачёв
 
    1940 год. Последнее предвоенное лето. В журналах того времени стали часто появляться короткие стихи, подписанные Степаном Щипачёвым. Поэт «заговорил в полголоса, в изящных миниатюрах, в которых блеснёт, то ощущение вечности, то сегодняшнего грустного или счастливого мига…» (Евгений Винокуров, поэт, 1925-1993).
    В тот предвоенный год Степаном Щипачёвым были написаны удивительные строки, которые тревожат, радуют, удивляют и сегодня: «Вас нет ещё: вы – воздух, глина, свет…», «Чего гадать! Наш век, наверно…», «Перед тобой лежит стихотворенье…», «Полднёвка»…
    Мои любимые из этого времени два стихотворения.   Шесть строчек:
 
Пускай умру, пускай летят года,
пускай я прахом стану навсегда.
Полями девушка пойдёт босая.
Я встрепенусь, превозмогая тлен,
горячей пылью ног её касаясь,
ромашкою пропахших до колен.
 
    Эти строки родились мгновенно в горячий июльский полдень, в Подмосковье. Поэт их даже не записал. Их невозможно забыть!
   Самым маленьким детям, школьникам начальных классов, на экскурсиях, рассказывая о поэте, читала всегда стихотворение «Соловей».
 
Где березняк, рябой и редкий,
где тает дымка лозняка,
он серенький сидит на ветке
и держит в клюве червяка.
 
Но это он, простой, невзрачный,
озябший ночью от росы,
заворожит посёлок дачный
у пригородной полосы.
 
    Видела в глазах детей восторг, удивление: «и держит в клюве червяка»! Это стихотворение поэт осенью предвоенного года прочитал на даче Алексея Толстого. «Вот как надо писать!»-воскликнул знаменитый хозяин.
    Среди гостей на даче Толстого была и Мария Петровых, переводчик, поэт (1908-1979). Стихотворение посвящено ей.
    80 лет миновало с той поры, когда были написаны эти стихи. Целая эпоха!
 
 
Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея.                                                                                                             
 

Сегодня День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России. Этот праздник ежегодно отмечается 22 августа. Он был установлен на основании указа президента РФ от 20 августа 1994 года "О Дне Государственного флага Российской Федерации".

Посвящён возрождённому флагу Российской Федерации — России — «национальному триколору».

 

                                                                         ВСЁ СПЛЕТЕНО ВОЛШЕБНЫМ СНОМ
                                                                         В МЫШЛЕНИИ НАИВНОМ…

                                                                        из стихотворения Любови Черных

Любовь Фёдоровна Черных живёт в селе Волковское. Она родилась 15 сентября 1950 года, в деревне Щипачи.

В Богдановичском городском округе два селения с таким названием. Деревня Щипачи, в которой родился поэт Степан Щипачёв, и другие Щипачи – село, ставшее впоследствии тоже деревней, расположенной недалеко от села Байны.

Училась в Байновской школе, а потом в селе Кашино. Поступила в медицинское училище в городе Сухой Лог и после окончания, работала фельдшером в Кашино. По семейным обстоятельствам уезжала в Липецк и вернулась на Урал только в 1984 году.

Работала фельдшером до самой пенсии в селе Волковское. Любовь Фёдоровна вместе с мужем Борисом Васильевичем воспитали пятерых детей. Мужа похоронила в 2016 году.

Кисти в руки взяла в 2005 году, вернее холсты. Помогала их натягивать сыну Сергею, который занимался живописью. Муж стал делать тогда рамы для картин.

Вспоминает Любовь Фёдоровна: «Мама моя, Лидия Александровна Пшеницына, после инсульта жила с нами. В тот год я написала первую картину. Мама, вспоминая Алёшино, где мы жили, тосковала о том, что не увидит речку Полднёвку и уже никогда не посидит на её берегу.

Фотоаппарата у нас тогда не было, и я, чтобы утешить её, нарисовала Алёшино и речку Полднёвку. Мама обрадовалась.

- Где ты такую фотографию взяла?

- Я сама нарисовала тебе. Мама не поверила.

И вот тогда Любовь Фёдоровна принесла новый холст и в комнате у матери стала писать свой портрет с сыночком на руках. Люба - молодая, а Валерик маленький. Эта картина «На руках у матери» всё время потом висела в комнате у Лидии Александровны.

А теперь она в фондах музейного центра «Гамаюн».

Свои первые картины Любовь Фёдоровна показала в Волковской школе.

Бывший директор школы Галина Михайловна Гузь купила три работы и одну из них преподнесла в подарок нашему музею. Картина «Серебряный иней» на выставке городских художников в 2006 году получила самое большое количество голосов, оценивших эту работу лучшей на выставке.

В селе Волковское Любовь Фёдоровну уважают как профессионального медицинского работника и душевного человека. А теперь восхищаются её картинами, которые художница охотно выставляет то в Доме культуры, то на сельском празднике. В 2018 году по признанию жителей села Волковское Любовь Фёдоровна Черных стала «Человеком года».

Воспитывалась Любовь Фёдоровна бабушкой – Натальей Егоровной Бобошиной, «неразлучной спутницей и её детства». Своей бабушке она посвятила художественный альбом, изданный музеем в 2015 году.

Её пейзажи, а пишет она в основном именно их, отличаются неярким сиянием красок, напоминая нам о тишине и благодати каждого мгновения жизни.

На её картинах, закованная льдом речка, поле, освещённое закатным солнцем, лесные заимки, одинокие избушки у края деревни. Весна, лето, осень и снова зима. В последнее время художница заселяет их детьми, домашними животными.

Вот её картина «Тополь, которого нет»: огромное дерево из её детства, засыпанный листьями бабушкин двор и поляна перед домом. На нашей выставке тополь в снежном инее, дети катаются на лыжах, санках, собачонка радостно лает, зовёт в дом. Зимние сумерки падают на землю, изба светится тёплыми окнами, бабушка ждёт ребятишек к ужину. Всё это прочитывается на картине, возвращая нас в незабываемые времена счастливого детства. Любимый тополь на другой работе в зелёной дымке ранней весной.

В 2017 году выставка работ в музейном центре «Гамаюн» открыла новый этап её творчества. Высокая оценка искусствоведов окрылила душу.

За 15 лет Любовь Фёдоровна написала более 200 картин. Большое собрание работ – дар художницы нашему музею.

Её работы более десяти раз представлялись на выставках в Литературном музее Степана Щипачёва, множество раз в библиотеках, домах культуры, на городских и сельских праздниках.

Мир собственных видений переходит на холсты, и за мольбертом отступают заботы и тяготы жизни.

Вот так из сострадания и любви в жизнь сельского фельдшера вошло творчество.

На выставке, приуроченной к юбилею художницы, 17 работ. Новые картины и те, что подарены нашему музею.

 Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея.

 

 

19 августа Дому поэта Степана Щипачёва исполнилось 26 лет.                                                                                    Сотрудников музея поздравила директор МАУК «ЦСКС ГО Богданович» М.И. Сидорова: добрые слова приветствия и цветы украсили начало дня, одарив праздничным настроением.     

Сердечные поздравления с днём рождения музея пришли от депутата Законодательного собрания Свердловской области Алексея Коробейникова.

Музейщиков поздравил профессор УрФУ Леонид Быков.

Городские художники: Вадим Колбасов, Татьяна Глухих и Любовь Черных в этот день преподнесли в дар свои полотна, значительно пополнив художественное собрание музея.

Во второй половине дня зашёл Владимир Показаньев и наше пианино вновь ожило. Музыкальные импровизации педагога наполнили гостиную ожиданием праздников. Кстати, двадцать шесть лет назад именно Владимир Петрович Показаньев выбрал в Екатеринбурге, в магазине музыкальных товаров на Луначарского и организовал доставку этого инструмента в музей.

Приходила Елена Софрыгина, прочитала чудесное стихотворение, написанное в то время, когда она, увидела на улице Ленина, маленькую, очаровательную девочку Ксюшу. Теперь Ксения Юрьевна – директор музея.

С букетами цветов и поздравлениями зашли в музей Александр Колосов и Галина Приходай.

Всем, пришедшим поздравить музей с Днём рождения, была подарена книги стихов Степана Щипачёва «Строки любви» 1945 года, снова переизданная в той же редакции и с теми же 45 стихотворениями.

 

В музей поступил новый номер литературно-художественного, историко-краеведческого журнала «ВЕСИ». Все публикации в этом номере посвящены Великой Отечественной войне. На обложке уникальные фотографии писателя, публициста, бойца Уральского добровольческого танкового корпуса Вадима Очеретина.

Журнал открывает Сергей Симанов, член Союза писателей России, частый гость нашего музея из Каменска-Уральского. Его рассказ об участии в проекте «Живая Победа», как дыханием, детскими видениями и мечтами, открывает нам потрясающую историю духовных связей с ушедшими. Никогда не видевший деда, пропавшего без вести в первый месяц войны, Сергей всю жизнь его предчувствовал.

Вторая публикация журнала об участницах Великой битвы, которые вернулись после войны в Богданович. В 2000 году музеем была издана книга документов под названием «Была война», собранная и записанная фронтовичкой Ю.А.Кобелевой. После войны она не ушла в запас, а продолжала службу в военкомате помощником начальника по учёту военнообязанных.

После презентации женщины-фронтовички стали приходить в музей. Долгие годы были постоянными участниками музейных событий, не могущих прийти я навещала. Пытаясь разговорить и памятью обратить в юные годы, я долго не слышала их закрытых сердец: очень немногие откликались и рассказывали о сокровенном. То, что услышала, я записала.

Глубоко взволновали меня и лишили покоя «Стихи о войне» медсестры из Каменска-Уральского Веры Кузьминой. Она родилась спустя 30 лет после войны. Её погружение в трагедию народа сотрясает душу ужасом и печалью.

В журнале опубликованы и другие документы и свидетельства о войне, а также рассказ довольно неожиданный Владимира Шкерина «Человек из незнакомого города».

Электронный вариант журнала размещён в Интернете: www.ukbki.ru.

Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея

К 75—летию со дня выхода книги стихов Степана Щипачёва «Строки любви» в Литературном музее вышло новое репринтное издание. «Строки любви» - главная книга Степана Щипачёва и самая дорогая его сердцу. Поэт работал над ней почти сорок лет. Последнее прижизненное издание книги «Строки любви» выходило в 1979 году. А первая небольшая книжка вышла в победном сорок пятом и насчитывала всего 45 стихотворений. Победители прямо с парада развезли её по всей стране. В прошлом году «Строки любви» издания 1945 года с фотографией молодого красивого лейтенанта нашли на чердаке старого дома в селе Гарашкинское в городском округе Богданович.
Хорошая, любимая, родная,
мы друг от друга далеко живём.
Гляжу на карточку – припоминаю:
как раз перед войной снялись вдвоём…
…Пускай у писем далека дорога
от обжитых землянок фронтовых
но эти письма я руками трогал,
и ты, читая, будешь трогать их.

Эти строки бойцы переписывали в письма к любимым, повторяли их как заклинания, как молитвы, записывали во фронтовые блокноты. Поэзия Степана Щипачёва помогала жить, любить и верить в Победу!