Новости

В рамках Всероссийской акции «Ночь музеев» в Литературном музее Степана Щипачёва состоялось открытие выставки живописи трёх поколений семьи Ефремовых отца, сына и внучки «Яблочко от яблоньки».
Валентин Михайлович Ефремов — глава семьи Ефремовых. По профессии - военный с архитектурным образованием. По призванию - художник и отец художника. Работы этого самодеятельного автора, не уступают профессионалам в трудолюбии и творческом азарте, всегда находят отклик в сердцах благодарных зрителей. Персональная выставка живописи «Палитра моих дорог» Валентина Михайловича состоялась в нашем музее в 2018 году. Валентин Михайлович Ефремов приехал на открытие своей выставки в музей в канун дня рождения. Тогда в 2018 году 15 января художнику исполнилось 86 лет. Сегодня главе семьи Ефремовых 89 лет!
Алексей Валентинович Ефремов — сын художника, художник, живописные работы которого не раз экспонировались в Литературном музее Степана Щипачёва. А всё началось ещё в детстве. Когда Валентин Михайлович Ефремов собирался на пленер, жена, Раиса Ивановна, не возражала. Только напоминала: «Бери Алёшку и иди куда хочешь». Отец брал походный этюдник, складной стульчик, Алёшку, как велено, и они отправлялись в путешествие… Путешествие длинною в жизнь… В этом путешествии будет и мечта стать ювелиром и художественная школа, после художественное училище, увлечение Beatles, трояк по спецпредмету и слова отца: «Ты уж определись: или художник, или музыкант». Любовь к гитаре осталась на всю жизнь, но выбор был сделан не в пользу музыки.
После окончания училища Алексея Валентиновича оставили в нём же преподавать. Но тут в Екатеринбурге открылась новая школа искусств, нужен был преподаватель ИЗО, в училище попросили «хорошего мальчика». Так Алексей Валентинович Ефремов начал работать с детьми. Оказалось, интереснейшее занятие. Шло время. Преподаватель между тем повзрослел, окончил университет по специальности «история искусств», обзавёлся семьёй, собственными детьми. И в какой-то момент ему стало не до игр, тогда и ушёл из школы.
И двадцать лет вместе с коллегами работал над созданием музейных экспозиций. 27 лет назад Алексей Валентинович работал над созданием музейной экспозиции Литературного музея Степана Щипачёва в составе творческой студии "Артефактум".
Третье поколение семьи Ефремовых — внучка и дочь Анна Алексеевна Ефремова. Студентка третьего курса Уральского Государственного архитектурного университета.
Когда папе с мамой было не до Анечки, малышке давали в руки карандаш и листок бумаги. Первоклашкой она уже начала проситься в художественную школу. Попала Анечка в эту школу только в четвёртом классе. И её, конечно же, научили построению композиции, соблюдению пропорций и ещё многим премудростям. При этом помимо обычной (с «английским» уклоном) и художественной школы девочка с удовольствием занималась музыкой (мама, Елена Валентиновна, – музыкант) и с шести лет Анечка пела в джаз-хоре при детской филармонии. Чтобы дочке выдержать такую нагрузку, дисциплинированными должны были быть, прежде всего, родители.
Дисциплинированными и беззаветно любящими, и верящими в своего ребёнка. Папа-художник увидел и поверил, что в дочери есть что-то, что никакое владение техникой не заменит. Это называется искоркой Божией.
Творчество всех поколений семьи Ефремовых — это влюбленность в родной край, в исконную деревенскую Русь за её неповторимую красоту, за «неказистость», «растрепанность», за её бескрайние просторы, дома (избы), дороги, ведущие в лес или к храму, а, в конечном счете, возвращающие каждого из нас к собственным корням.
Художники восхищаются родной землей и зрителю передают это радостное чувство, светлое и гармоничное.

 

К 95-летию Лидии Александровны Худяковой.

Л.А. Худякова – легенда Свердловска - Екатеринбурга, Почётный гражданин города. Награждена орденами СССР и России.

Пришла в культуру с партийной работы с поста первого секретаря Чкаловский РК КПСС.

С 1972 года работала заведующей отделом культуры Свердловского обкома КПСС. При её непосредственном участии открыты Театральный институт, Дом кино, Дом актёра.

В 1984 году Лидии Александровне исполнилось 58 лет, она была назначена директором Музея писателей Урала. Началось новое время в литературной жизни Екатеринбурга. Её трудами было создано три музея и открыт Камерный театр. Знаменитый Литературный квартал - это её детище!  А ещё парк в центре города и памятник Александру Сергеевичу Пушкину! Вот в эти годы я познакомилась с Лидией Александровной. После первой встречи с Щипачами, поездки в Москву к вдове нашего поэта-земляка В.Н. Щипачёвой, я и мои юные друзья-кружковцы, занимавшиеся литературным поиском, страстно мечтали о музее поэта в нашем городе.

Наступил 1989 год, юбилейный год Степана Щипачёва. В январе городская библиотека провела очень скромное мероприятие, на которое были приглашены и мы, члены кружка литературного краеведения, нам подарили чайные пары и большое блюдо с надписью: «90 лет со дня рождения С.П. Щипачёва». Наступила весна, началось лето, а про юбилейный год никто больше не вспоминал. Я тогда пришла к заведующей городским отделом культуры Любови Викторовне Максимовой.

- В других городах в юбилейные годы писателей, поэтов проходят большие литературные торжества, фольклорные праздники. Давайте, проведём в Щипачах, на родине Степана Щипачёва, в юбилейный год народное гуляние, литературно-фольклорный праздник! – я говорила это Любови Викторовне и она услышала меня.

- Да, это интересное предложение! Давайте подумаем о празднике в Щипачах.

Через несколько дней был создан комитет по организации и проведению праздника.

- Надо придумать название?!

- Может быть, это будет «Гулянье у Полднёвки»?

- А может, «Серебряная Елань»? Это огромное поле за Щипачами.

- «Серебряная Елань»! – так мы назовём литературно-фольклорный праздник в Щипачах, - заявила Любовь Максимова.

Вот тогда, без предварительной договорённости, я поехала в Свердловск, в Литературный музей писателей Урала, о котором в то время писали все областные газеты. Лидия Александровна приняла меня доброжелательно, внимательно выслушала мой несколько экспрессивный монолог о необходимости открытия в Богдановиче Литературного музея поэта-земляка Степана Щипачёва и о празднике в его родной деревне.

Лидия Александровна как будто меня ждала!

- На праздник надо пригласить Бориса Степановича Рябинина и Льва Леонидовича Сорокина – они дружили со Степаном Петровичем. Не откладывая, она при мне позвонила, рассказала о предстоящем празднике в Щипачах. Дала мне их телефоны.

Так я обрела в лице Лидии Александровны советчика, наставника, учителя!

Я ездила к ней довольно часто, она единственная могла в то время мне помочь, дать дельный совет, свести с нужными людьми.

Вспоминая эти встречи, я только сейчас понимаю, как напряжённо работала сама Лидия Александровна в те годы.

Но я ни разу не почувствовала, что ей некогда, что её ждут совершенно неотложные дела.

Было такое ощущение, что мои проблемы для неё главные…

День празднования в Щипачах приближался. Установили Памятный камень на том месте в Зареке, где когда-то стояла изба, в которой родился поэт.

Лидия Александровна подсказала мне, что на Камне надо установить обязательно памятную доску со стихами Степана Щипачёва, посвящёнными родному краю. Нужны короткие, ёмкие строки! – надо найти их у Степана Петровича!

Дома листаю стихотворные сборники, перечитываю его стихи и нахожу вот это стихотворение:

«Пусть где-то выветривается гранит,
Пусть в памяти стёрлись иные даты,
Урал и сегодня, быть может, хранит
Тропинки, что я исходил когда-то!»
 

- Замечательные строки! - с удовлетворением заявила Лидия Александровна.

Тогда же я начала присматривать место для музея поэта. Выбрала помещение городской парикмахерской, которая была расположена в самом центре города, рядом со зданием ГК КПСС.

Лидия Александровна приехала в Богданович, встретилась с руководителями города, осмотрела помещение парикмахерской и одобрила мой выбор: «Здесь будет замечательный музей!»

Праздник в Щипачах прошёл с размахом, очень достойно памяти поэта; мне казалось, что все жители Богдановичского района собрались здесь.

Из Москвы приезжала Валентина Николаевна Щипачёва. Лев Сорокин на родине поэта читал стихи, посвящённые Степану Щипачёву, Уралу, Щипачам, красиво, артистично! Борис Степанович рассказал о встречах с поэтом. Они вместе вели на празднике обстоятельный разговор с Сергеем Кыштымовым, нашим молодым мэром.

Сергей Леонидович Кыштымов на празднике принародно заявил: «В нашем городе откроется Литературный музей Степана Щипачёва!»

Когда пришло время приглашать художников, я снова обратилась к своей наставнице.

- Я думаю, вам надо познакомиться с Юрием Викторовичем Калмыковым!

Она всё делала решительно! Тут же позвонила Калмыкову, вызвала Ирину Ивановну, своего заместителя по научной работе и попросила её проводить меня в его мастерскую. Состоялась знаковая, судьбоносная встреча!

17 декабря 1993 года была представлена художественная концепция музея. А в апреле 1994 года художники Студии Артефактум начали работу над созданием музейной экспозиции, кабинета поэта, гостиной. Они трудились вдохновенно! 22 июня музей принимала комиссия. Это было настоящее чудо!

Я благодарна Лидии Александровне за то, что она свела меня с самыми достойными, самыми талантливыми художниками России. После открытия музея мы поехали с московской гостьей, вдовой Степана Щипачёва, Валентиной Николаевной к Лидии Александровне.

В бытность Генеральным директором Лидия Александровна приглашала меня на все главные события в Литературном квартале, знакомила с поэтами, писателями Екатеринбурга.   А я рассказывала моей наставнице о всех событиях, которые проходили в Литературном музее Степана Щипачёва. Она искренне радовалась, хвалила меня, называла умницей ,как ласковая мать. В этом её расточительном внимании было столько благородства, неподдельной заинтересованности, доверительного участия!

Поздравляю Вас с юбилеем, дорогой учитель! Благодарю за науку, за поддержку, за милосердную бескорыстную помощь, за дружбу, которой Вы одарили меня, помогая жить и внести свой скромный вклад во благо русской литературы!

                                 Антонина Хлыстикова, Лауреат премии Онисима Клера (1997 и 2016)

 

К 95-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА (1926-2016)

В 1960 году в издательстве «Советская Россия» вышла книга стихов Степана Щипачёва «Строки любви» с замечательными гравюрами талантливейшего художника Николая Ивановича Калиты. Переиздание самой известной книги Степана Щипачёва - прекрасный подарок любителям поэзии. Десять гравюр - тончайшие иллюстрации к десяти стихотворениям книги, исполненные мастерски и вдохновенно, сделали её поистине уникальной. Небольшая по формату книга стихов любимого поэта для сотен читателей романтической эпохи 60-х стала настоящим спутником их жизни.
Книгу открывает портрет поэта. Да какой портрет! Сын Степана Щипачёва, известный художник Ливий Щипачёв, считал его самым выразительным и поэтическим. Николай Калита создал более 2000 гравюр, среди них настоящими шедеврами стала портретная галерея деятелей русской культуры. В 1990 году мне посчастливилось встретиться с выдающимся мастером ксилографии в его творческой студии. Все доски для гравюр бережно хранились Николаем Ивановичем. В тот год в Богданович пришло первое послание художника. Он подарил тогда сразу три гравюры, сопроводив письмо обещанием выслать и другие. Каллиграфический почерк художника, лаконичный текст письма, бережно завёрнутые в плотную бумагу тончайшие гравюры, стали особой поддержкой и благодатью в те первые годы собирания музейной коллекции. В течение десяти лет Николай Иванович посылал в музей изящные, удлинённые конверты по почте с бесценными сокровищами. При встречах в Москве мастер всегда передавал музею новые работы.
Сегодня, 19 мая, художнику Николаю Ивановичу Калите исполнилось бы 95 лет. Он родился в Пятигорске, учился и работал в Москве. Работал всю жизнь вдохновенно, осмысленно, содержательно, в его внешности было что-то от волшебника, несуетливое и праздничное.
Во многих собраниях страны хранятся его гравюры: он удивился, когда я сказала, что видела их в музее им. Арсеньева во Владивостоке.
В Богдановиче в музейном собрании хранятся и часто экспонируются гравюры художника Николая Калиты, уникального и бескорыстного дарителя своих творений.

На фото: иллюстрация Николая Калиты к книге Степана Щипачёва "Строки любви".

Антонина Хлыстикова

 

Поэт Лев Сорокин родился 7 июня 1928 года в Миассе. Заслуженный работник культуры РСФСР. Печатался с 1948 года. Окончил Литературный институт имени М. Горького. Первая книга "В большую жизнь" вышла в 1952 году в Свердловске. Лев Сорокин - автор 30 книг, изданных на Урале и Москве.

С февраля 1965 по октябрь 1988 руководил Свердловской областной писательской организацией.

Долгие годы дружил со Степаном Щипачёвым, часто переписывались, встречались. Лев Леонидович в разные годы сопровождал поэта в его поездках по Уралу, публиковал в газетах «Уральский рабочий» и «Вечерний Свердловск» материалы о Щипачёве, сделал на Свердловском телевидении передачу о нашем поэте, написал воспоминания.

Одну из лучших книг Льва Сорокина «Рябиновые зори», вышедшую в 1978 году (к 50-летию Льва Сорокина) в Средне- Уральском книжном издательстве, редактировал Степан Щипачёв.

В нашем музее хранится черновик письма Льву Леонидовичу по поводу этой книги. Степан Щипачёв советует убрать из неё 60 (!) стихотворений. А в книге всего 206 стихотворений.

В год 90-летия Степана Щипачёва, в 1989 году, когда в Богдановиче, в Щипачах, проходил праздник «Серебряная Елань», Лев Сорокин и Борис Рябинин приняли в нём участие. Два именитейших литератора Урала – поэт и писатель!

Лев Леонидович, красивый, высокий, импозантный, делился воспоминаниями о Степане Щипачёве, а когда стал читать, посвящённые ему стихи, вдруг отключился микрофон, но голос Льва Леонидовича был слышен без микрофона по всей поляне!

…Часами над бурной рекою
На круче стоял он один,
Как будто не даль, а былое Ему открывалось с вершин.
Глядел он,
Почти не мигая,
В простор беспокойного дня,
Шептал он:
Земля дорогая,
А ты не забыла меня?..
 

Это были последние события уходящей эпохи. Ломались жестоко и варварски жизнь и судьба, государство и эпоха.

После праздника не прошёл и год: 15 марта 1990 умер Борис Степанович Рябинин, а 17 мая 1991 года не стало Льва Леонидовича Сорокина. Он не дожил один месяц до 63 лет.

…Я родился в горах,
Я вернулся к вам горы,
Вот и всё.
И замкнулся
Мой жизненный путь.
 

17 мая 2021 года миновало ровно 30 лет с того дня, когда ЗАМКНУЛСЯ его ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

Антонина Хлыстикова

 

15 мая Литературный музей Степана Щипачёва приглашает на Всероссийскую акцию "Ночь музеев", главным событием которой станет открытие выставки живописи и графики династии художников из Екатеринбурга!
Своё творчество представят Валентин, Алексей и Анна Ефремовы в художественном проекте «Яблочко от яблоньки»
Встреча с талантливыми художниками состоится в гостиной Литературного музея Степана Щипачёва в 18 часов.
В 19-00 программу продолжит литературный вечер «Война дипломы подписала», она посвящена женщинам-участницам Великой Отечественной войны.
С 22-00 часов всех желающих ждут ночные бесплатные экскурсии по музею.
Также ведётся приём заявок на детскую космическую программу «Лего-вечеринка» в рамках акции «Ночь музеев».
Телефон для справок 5-61-07

В 1922 году в нашем селе Троицком родился Анатолий Головин, фронтовик, учитель и поэт.

В годы коллективизации его отца Дмитрия Головина репрессировали. Жить в селе стало невозможно, скитались, ютились по разным углам, перебрались в Каменск-Уральский, потом в Челябинск, где возводился тракторный завод, на котором стал работать старший брат.

2 июля 1941 года Анатолию Головину исполнилось 19 лет.

Уже на третий день войны он с одноклассниками отправился в военкомат, но получил направление на строительство ЧТЗ, челябинского тракторного завод.

Анатолий рыл котлованы под новые цеха, выкладывал стены, потом работал в цехе № 150 шлифовальщиком.

В годы Великой Отечественной войны в Челябинск было эвакуировано семь заводов. Город превратился в Танкоград.

В декабре 1942 года Анатолий получил повестку и направлен был в Камышлов, в школу младших командиров-связистов. После учёбы воевал на Кавказе, прошёл с боями Украину и Венгрию. До конца войны - связист 23-го танкового корпуса. Был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За освобождение Будапешта», «За победу над Германией».

Дважды был ранен.

Война станет основной темой в его стихах.

… связист на окровавленном снегу
ползёт на том, далёком берегу
и тянет провод через всю Россию…
Не знаю, жив ли он…
Но связь жива…
 

Из госпиталя Анатолий Головин демобилизовался в декабре 1945 года. Вернулся в Челябинск. Обучался в учительском институте, после учился заочно на литфаке Челябинского педагогического института. Учился, преподавал русский язык и литературу в школе рабочей молодёжи № 26.

Был членом литературного объединения ЧМЗ «Металлург», которым руководил с середины 60-х по 1970 Вячеслав Богданов.

Здесь он познакомился с Валентином Сорокиным, Александром Куницыным…

Валентин Васильевич Сорокин вспоминает: «Литературное объединение ЧМЗ было самое крупное на Южном Урале. Головин в него входил как поэт и как один из помощников, ведь в объединении было много молодых ребят. Я часто обращался к нему за советами по русскому языку, по правописанию..."

А.Д. Головин - член Союза писателей с 1993 года, при жизни у поэта вышло двенадцать книг. Война не оставляла поэта:

Пламя юности
в сердце стучит, как набат.
Пламя грозных годов
над землёй,
над страной
и над нами, как
вопрос: Ты готов
если снова разверзнется пламя?

(Из поэмы «Танкоград»)

Вспоминает Анна Васильевна Милосердова, вдова актёра Академического театра драмы, фронтовика В.И. Милосердова, который читал главы из поэмы на радио: «Мы дружили очень долго и хорошо с Головиным и его женой. Они были романтиками. Анатолий Дмитриевич был влюблён в жену свою Любовь Тимофеевну невероятно. Они вместе учились в одном пединституте. Сад у них был. Мы все праздники с ними отмечали…».

3 июня 1996 года Анатолий Дмитриевич приезжал в село Троицкое и Богданович, в краеведческий музей, оставил свои поэтические сборники с автографами.

4 июля 2007 года завершился земной путь поэта Анатолия Головина. 

На нашей земле началась его жизнь – фронтовика, учителя и поэта. Я уверена, земляки будут помнить о нём, а наследники Победы будут читать его стихи.

Антонина Хлыстикова

Текст написан на основе статьи Надежды Лысановой, опубликованной в газете «Танкоград», №4, 10 марта 2021 г., Челябинск.

 

 

 

Валентине Смирновой – 75!

Сегодня, 11 мая 2021 года, день рождения Валентины Смирновой. Её поэтические вечера в конце 90-х и в самом начале 2000-х были необычайно талантливы, раскованы, они одаривали богдановичских любителей поэзии ощущением праздничного фейерверка. Литературный музей три раза издавал книги стихов Валентины Григорьевны Смирновой.

Её третья книга называлась «Цветы несбывшегося лета», вышедшая в 2018 году, к сожалению, очень маленьким тиражом, всего 65 экземпляров.

Спонсор издания (оплатила типографские услуги) Вера Вольхина, заведующая отделением Уральского банка реконструкции и развития.

Эстетично изданная книг стихов Валентины Смирновой из-за малого тиража осталась непрочитанной богдановичскими любителями поэзии.

Название сборника - строка из второго стихотворения открывавшего эту книгу:

О, одиночество моё!
Прекрасный берег вдохновенья,
Когда неясное томленье,
Переполняет бытие.
И загорается во тьме
Звезда невиданного света,
И распускаются во мне
Цветы несбывшегося лета…

 

Александр Колосов написал тогда:

«Она относится к числу поэтов незаурядных, необычных, своеобразных.

В чём её своеобразность?

В умении найти комический контекст в самом неприятном событии, и даже в том, что касается её лично. Свой собственный взгляд на природу, на события и взаимоотношения людей придаёт поэзии Валентины Смирновой привкус свежести, невзирая на внешнюю безыскусность стихотворной манеры».

Поистине, в стихах Валентины Смирновой много света, радости бытия, благодати и благодарности.

Когда читаешь её стихотворные откровения, душа наполняется ощущением чистого и высокого напряжения, и веры, позволяющей жить.

Она мудра и терпелива. Её поэзия возносит на особую высоту самое дорогое в человеческом бытие:

Как хорошо иметь свой дом,
Где целый день сияет солнце,
Свою рябину под окном,
И баньку с маленьким оконцем…
 

Этот дом в селе Грязновском подарил своей матери её благородный и талантливый сын – Сергей Смирнов.

Танцевальный коллектив эксцентрик-балета Сергея Смирнова из Екатеринбурга, создан хореографом в 1995 году. Лауреат международных фестивалей современного танца, четырежды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» в личной номинации, лауреат Премии имени хореографа Евгения Панфилова, постановщик десятков спектаклей и сотен миниатюр, автор впечатляющих номеров для участников шоу «Танцы», педагог творческих лабораторий в России и за рубежом. «Эксцентрики» «прописаны» в Свердловской музкомедии — и танцуют на обеих сценах знаменитого театра, представляя собственные данс-проекты.

Сведения из Википедии.

ЛИТЕРАТУРНОЕ СООБЩЕСТВО «СЕРЕБРЯНАЯ ЕЛАНЬ» ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАЛЕНТИНУ СМИРНОВУ С 75-летием!